Как пишет газета "Зюддойче цайтунг", мэры Бонна и Эссена (оба города расположены в земле Северный Рейн-Вестфалия) совсем недавно узнали о запланированном центральными властями эксперименте - их поставили перед фактом в ведомстве федерального канцлера. Бургомистры дипломатично назвали задумку "привлекательной, однако требующей выверенного плана". А также дали понять, что Берлину придется компенсировать неизбежные убытки. А они немалые. В бюджет одного только Эссена от выручки с продажи билетов каждый год поступает 100 миллионов евро. А по всей стране годовой доход предприятий общественного транспорта составляет около 13 млрд евро, отмечает "Немецкая волна". Если горожане в одночасье пересядут из личных автомобилей на общественный транспорт, то нагрузка на него возрастет колоссально: во многих регионах потребуется радикальное обновление всей инфраструктуры, строительство дорог, развязок и рельсовых полотен, закупка новых электричек и автобусов. Кроме того, городские автопарки входят в региональные сети, и никто не может в одностороннем порядке взять и в одночасье обнулить оплату обслуживания пассажиров. Глава транспортно-тарифного союза Мюнхена Александр Фрайтаг открыто назвал планы правительства "абсолютно контрпродуктивными". Местные эксперты убеждены: внедрение новой модели попросту убьет транспортное сообщение в баварской столице, а проблемы с экологией никак не решит. Против выступают и автомобильные концерны, опасающиеся резкого снижения продаж.
Однако прецеденты уже есть. В курортном городке Темплин, что в 80 километрах от Берлина (журнал "Штерн" утверждает, что неподалеку находится "дачный" дом канцлера Ангелы Меркель), с 1997-го по 2003 год действовал полностью бесплатный общественный транспорт. В результате количество поездок на нем выросло с 41 000 до 615 000 в год. На улицах действительно стало меньше шума, в воздухе - меньше выхлопов. Но сейчас горожанам все-таки приходится делать взносы за проезд: они покупают годовую карту за 44 евро, и она позволяет им свободно пользоваться любыми автобусами.