Когда и как пришла идея фильма?
Алексей Герман-мл.: Идея фильма о советском писателе Сергее Довлатове "пульсировала" давно - мы начали им заниматься в 2008 году. У нас было семь-восемь вариантов сценария. Потом решили снять отрезок его биографии. И дело пошло. Почти сразу к проекту подключился Константин Эрнст с Первого канала. Когда умерла моя мама, мы приостановили работу.
А ваша мама Светлана Кармалита читала сценарий?
Алексей Герман-мл: Да. Она сказала: "Почему нет в сценарии кухни? Мы все собирались на кухне…" И мы сделали кухню.
Что было интересного в работе над сценарием?
Алексей Герман-мл.: Герои фильма Довлатов и Бродский - узнаваемые писатели последней трети двадцатого века в России. Мне близок Ленинград,где они творили,я помню то поколение.
Что вы привнесли в биографию Довлатова?
Алексей Герман-мл.: У Довлатова-писателя был лирический герой. В нашем фильме присутствует и лирический герой, и сам Довлатов. В картине есть наше ощущение, каким должен быть Довлатов. Мы не претендуем на документальность, у нас есть свой образ. У нас есть и реальные, и выдуманные герои. Есть собирательные образы.
В чем актуальность Довлатова сегодня для молодежи?
Алексей Герман-мл: Довлатов не проповедник. Он товарищ. Он собеседник. Я прочел Довлатова поздно - лет в 26-27, запоем. И тогда уже подумал, что было бы неплохо снять фильм о нем, но долгое время не мог понять как. Так что это путь длиной почти в 15 лет. Довлатов - один из безусловных символов последней четверти ХХ века.
Как складывались отношения с семьей Сергея Довлатова?
Алексей Герман-мл.: Семья себя вела благородно. Мы общались по скайпу, вдова и дочь приезжали на съемки в Питер, в Ереван, видели актеров, в том числе исполнителя главной роли. Мы с Леной Довлатовой обсуждали детали, нюансы. Не было вообще никаких проблем. Обычно жены врут. У нас этого не было.
Вы уже второй раз работаете с художником-постановщиком Еленой Окопной. Она работала и над предыдущим фильмом "Под электрическими облаками", который удостоен был "Серебряного медведя". Говорят, в начале этого проекта у вас чуть не дошло до развода…
Алексей Герман-мл.: Лена - сумасшедшая. Она взяла на себя и костюмы, и художественное решение, и декорации. На каждого актера массовки было две-три примерки костюмов. Специально создавались обои на стены по типу обоев того времени. В картине огромное количество уникальных предметов. Ленинград семидесятых и Санкт-Петербург сегодня - это не одно и то же. Время изменило город, интерьеры. И поэтому, чтобы воссоздать ощущение той эпохи, декорации строились в заброшенных зданиях, собирались и воссоздавались предметы быта, квартиры, целой улицы. Для воссоздания материального мира питерцы несли нам вещи. Мы даже видели записную книжку Довлатова с телефоном Бродского.
Кадры из фильма "Довлатов"Чем фильм "Довлатов" привлек конкурс Берлинале?
Алексей Герман-мл.: Отборщики фестиваля посмотрели картину и через два дня прислали приглашение. Не было мучительного ожидания, как с "Бумажным солдатом", когда Венеция не давала ответа полтора месяца. Но для продвижения фильма в мире лучше Берлинале. На Берлинском фестивале очень сильный кинорынок. Мы надеемся, что нашим фильмом заинтересуются другие страны. Но кино делается не для призов...
А ради чего?
Алексей Герман-мл: Кино - это внутреннее соревнование. С теми фильмами, которые ты любишь. Кино - это желание не повторить себя, не превзойти, а сделать нечто такое, за что не было бы потом стыдно.
В вашем фильме "Гарпастум" вы обратились к эпохе Серебряного века. Чем она вас привлекла?
Алексей Герман-мл: Это красивая эпоха. В фильме показан последний спокойный год, после которого начнется кровавый хаос.
В фильме снялись блестящие молодые актеры: Милан Марич, Данила Козловский, Елена Лядова, Светлана Ходченкова, Антон Шагин, Артур Бесчастный. Как проходил кастинг?
Алексей Герман-мл: Выбирали долго и мучительно. Долго искали Довлатова и Бродского. Бродских показывали Эрнсту. Он говорил: "Все не то". Искали актера похожего на Довлатова, чтоб девушки в него влюблялись. Наш ассистент встретил двух сербов. Пригласили. Один приехал на пробы, правда, не говорил по-русски. Он был мускулистым на вид. Мы откармливали его салом, пельменями. Когда он был готов, начали снимать.
В 2001 году вы окончили режиссерский факультет ВГИКа, мастерскую Сергея Соловьёва и белоруса Валерия Рубинчика. Чем запомнился вам Валерий Рубинчик.
Алексей Герман мл: Рубинчик - талантлив бесспорно и безвариантно, с узнаваемым умным почерком.
"Беларусьфильм" формировался как филиал "Ленфильма". Как вы оцениваете состояние "Ленфильма", презентация которого прошла в рамках Берлинского кинофестиваля?
Алексей Герман -мл.: Студия должна жить насыщенной жизнью. Я очень рад, что блестящая работа "Теснота" получившая на Каннском кинофестивале приз, была сделана совместно с "Ленфильмом". Я вижу, как появляются молодые лица. Они появляются медленно. Иначе быть не может. Я вижу, что идет работа над дебютами. Но студия должна заниматься не только дебютами. Нужно двигаться в сторону возрождения большого кино. Когда начиналось становление "Ленфильма", действительно обсуждался возврат киноколлекции. Возрождение "Мосфильма" в значительной степени было связано с тем , что "Мосфильм" был обладателем своей коллекции.
"Ленфильм" должен заниматься не только кинокомедиями, не только дебютами, но вернуться к тому, что получалось. А получалось хорошее, талантливое, историческое кино. У "Ленфильма" есть свой реквизит, своя техника. Появляются талантливые люди. Сериал "Троцкий" снимался на Ленфильме. Но тем не менее надо двигаться в сторону возрождения большого кино.
Говорят, в Петербурге снимать трудно...
Алексей Герман-мл: Потому что в Петербурге мало денег. Частная студия с пятью комнатами отличается от государственной студии. Необходима реновация сознания. Создание почвы, на которой будут появляться молодые талантливые люди. Для науки. Для искусства. Для нового поколения. Это происходит, но надо толкать, толкать и толкать. Возрождение быстро не произойдет.
Вы родились в Ленинграде в семье кинорежиссера Алексея Юрьевича Германа и сценариста Светланы Кармалиты. Вы внук советского писателя Юрия Германа...
Алексей Герман-мл: Лично мне важна поддержка студии. Я готов безвозмездно передать права "Ленфильму" на замечательную книгу моего дедушки "Россия молодая". "Россия молодая" была написана Юрием Павловичем благодаря его редактору Маре Довлатовой. Она взяла кипу каких-то заготовок к его пьесе "Белое море", повестей, посвященных жизни на Русском Севере, очерков по истории создания русского флота, сложила все это в папку и отнесла в издательство как заявку на написание "России молодой".
Как вы отдыхаете?
Алексей Герман-мл: Сплю. Но сейчас спим по 2 часа в сутки (улыбается).
Что читаете?
Алексей Герман-мл: Во время съемок читаю несерьезную дребедень. Но у меня есть набор авторов, которых я бесконечно перечитываю. Это Чехов, Платонов, Бунин... Я их перечитываю, чтобы не потерять критерии.
Трудно быть сыном Алексея Германа?
Алексей Герман-мл: Нетрудно. Жить в детдоме труднее. Я стараюсь идти нестыдным путем.