19.02.2018 11:59
Культура

Режиссер Кристиан Петцольд представил на Берлинале фильм о беженцах

Текст:  Сусанна Альперина
Что такое демократия по-европейски? Известный немецкий сценарист и режиссер, живущий в Берлине, Кристиан Петцольд вместе с 79 коллегами петицию против нынешнего директора "Берлинале" Дитера Косслика, а его фильм "Транзит" в конкурсе участвует - и ничего. Более того, когда на пресс-конференции после фильма ему задают вопрос об этом, он просто отшучивается.
Читать на сайте RG.RU
Берлинале показал "Профайл" - триллер компьютерного поколения

На самом деле Петцольд пока играет на нынешнем 68-м Берлинском кинофестивале ту роль, которую в прошлом году "исполнял" Аки Каурисмяки. Именно он поднимает проблему беженцев в своем новом фильме. Как и в случае с фильмом Каурисмяки "По ту сторону надежды", картину "Транзит" можно назвать талантливо сделанной конъюнктурой ("Берлинале" и другие фестивали любят политические темы). Но, в отличие от Каурисмяки, Петцольд пока не обласкан кинокритиками - в журнале Screen, который публикует мнения представителей ведущих СМИ о картинах в процессе кинофестиваля, у "Транзита" низкие оценки. Тем не менее, зрителям фильм явно нравится. Обозреватель "РГ" была на показе для публики, что проходил во Фридрихштадтпаласт - зал аплодировал чуть ли не стоя.

Картина Кристиан Петцольда "Транзит" - это практически булгаковский "Бег", только снятый в другое время, в другом месте и на другом материале. У фильма - сильная литературная основа, что чувствуется с первых же сцен. Он снят по одноименному роману Анны Сегерс, который она написала, находясь в изгнании. Почти все действие происходит в Марселе. И... во времена начала Второй мировой войны. В этом самая большая ценность фильма: он как некое послание от беженцев прошлого беженцам настоящего. Как разговор о том, что мало, что изменилось. Люди мигрируют, перемещаются из-за того, что по тем или иным причинам не могут находиться в городах и странах, где они живут. В случае с фильмом "Транзит" - речь о Германии, где вот-вот начнется сложнейший исторический период. Немецкие войска на подходе к Парижу - Гитлер собирается покорить Европу и мир. Надо бежать!

Изабель Юппер представила на Берлинале фильм "Ева"

Главный герой картины "Транзит" - Георг, которого играет Франц Роговский (немецкий актер, обративший на себя внимание благодаря картинам "Хэппи Энд" и "Виктория") - поначалу вызывает неприязнь. С рассеченной губой, говорит пришептывая, совершенно потерянный. Все, что Георг успевает при бегстве, - прихватить с собой "наследие" - рукопись, письма, документы писателя Вейделя. Георг "надевает" на себя чужую жизнь. И что удивительно - не одну. По дороге в Марсель в вагоне поезда умирает его большой товарищ Хайнц. В Марселе у Хайнца жена - глухонемая африканка и сын Дрисс. Георг и Дрисс вмиг становятся родными людьми, хотя по крови таковыми и не являются.

Марсель в обозначенное время представляет собой большой перевалочный лагерь. Отчаявшиеся люди осаждают консульства. Рушатся судьбы, разваливаются идеалы, уходит вера... Процесс ожидания подрывает моральные устои. И на этом, образно говоря, "Титанике" жизни, где, кажется, спасутся очень немногие, Георг встречает огромную и настоящую любовь. Девушку зовут Мари. И как только между героями возникает некая мистическая связь - еще на уровне взглядов - фильм резко кренится в другую сторону. Зритель забывает про страхи и депрессии, которые переживают персонажи. Он уже влюблен в Георга и смотрит на него примерно такими же глазами, как тот - на Мари. Роль девушки исполняет Паула Бир, и вместе с Роговски они составляют невероятную пару - подходят друг другу, как частицы единого целого. Беда в том, что вместе быть они не могут, хотя волею судьбы все предназначено именно для этого. Впечатление, что провидение специально вело этих людей друг к другу. Но оба влюбленных отчаянно спорят с судьбой, вместо того, чтобы повиноваться ей.

Фильм о Довлатове и Бродском вызвал интерес прессы на Берлинале

… В наше время, когда и зрители, и профессионалы говорят о том, что режиссеры разучились снимать фильмы о любви, потому что люди не умеют или не успевают любить друг друга, фильм "Транзит" доказывает, что все эти слова - неправда. Можно сделать прекрасную картину о самых высоких и нежных чувствах. Да так, что зрители будут реагировать сердцем. В данном случае, скорее, плакать. Потому что в отличие от фильма Ака Каурисмяки "По ту сторону надежды", получившего "Серебряного медведя" на "Берлинале" в прошлом году, смотреть "Транзит" совсем не смешно. Юмора в стиле подачи тут нет. Одна трагедия... По другую сторону надежды...

Мировое кино