Появление инновационных объектов, защищающих от холода, стало этой зимой для сургутян самой жаркой темой. Ранее ее разогрел массовый демонтаж остановочных комплексов, сопряженных с торговыми киосками. Прошлой весной около ста мест для посадки-высадки пассажиров не имели даже простейшего навеса. Тогда гордума негативно восприняла решение муниципалитета приобрести за 5,5 миллиона рублей 23 антивандальные конструкции закрытого типа. Депутаты, критикуя их за малую вместительность, порекомендовали приобрести нечто "более достойное и комфортное".
Скоро был запущен в действие альтернативный вариант с закупкой партии довольно просторных и, главное, обогреваемых остановок. Контракт выиграла фирма из Казани. Но в оговоренные сроки с задачей не справилась. Ее представители в оправдание ссылались на "неграмотно составленное, не во всем соответствующее требованиям ГОСТа техзадание". Видимо, аргументы исполнителя весомы, поскольку региональное УФАС отказалось включить фирму в реестр недобросовестных поставщиков.
Осенью после расторжения контракта с казанцами его "перехватило" челябинское предприятие, ранее установившее в родном городе обогреваемую остановку с солнечными батареями и массой электронных сервисных услуг. Челябинцы обязались сдать в Сургуте под ключ 14 остановок за 14 миллионов рублей каждую в следующей комплектации: павильон с ударопрочными стеклянными стенами и дверями, инфракрасные излучатели, скамейки с подогревом, Wi-Fi и usb-розетки, цифровой экран с маршрутным расписанием и информацией о времени прибытия автобусов, видеонаблюдение.
С конца декабря, когда южноуральское предприятие приступило к монтажу, по начало февраля разрушились семь раздвижных дверей - по причине несовершенства конструкции, что, кстати, признал и сам подрядчик. Это главный упрек изготовителю. Другая претензия: "В морозы "печки" плохо защищают от холода, скамейки не греют".
Исполнитель оправдывается, что реализует экспериментальный и уникальный проект чуть ли не в убыток, обещает устранить недостатки, заменить двери на надежные. В марте, как ожидается, депутаты и представители мэрии обсудят дальнейшую судьбу проекта. К слову, на обслуживание уже имеющихся остановок в бюджете зарезервировано около 4 миллионов рублей.
Между тем
Сегодня не менее пяти российских предприятий производят теплые остановки. В последние четыре года ими обзавелись 18 городов, включая Якутск. Далеко не всегда такие павильоны приобретают за счет бюджета. Власти Нижневартовска говорят о "тиражировании опыта Сургута", но не на казенные деньги - некий частный инвестор пообещал сделать подарок городу. В Тюмени, как объявлено на днях, "теплый интеллектуальный остановочный комплекс" построят также без прямого участия бюджета. Администратором проекта выступает Тюменский индустриальный университет.