Не дошли до работы
В текущей редакции федеральный закон об образовании тоже содержит статью о целевом приеме граждан. Однако там говорится, что договоры о целевом обучении с абитуриентами и образовательными учреждениями вправе заключать федеральные и муниципальные органы власти и компании с государственным или муниципальным участием в уставном капитале.
Частные предприятия тоже, разумеется, сотрудничают с образовательными учреждениями и участвуют в целевом отборе студентов. Они оплачивают обучение молодых людей, поступивших в вуз на коммерческой основе, разрабатывают образовательные программы и так далее. Однако фактически целевое обучение студентов за счет коммерческих предприятий закон не регулирует.
Впрочем, и к имеющимся соглашениям, которые заключают органы власти и предприятия с госучастием в рамках федерального закона об образовании, у экспертов остается много вопросов. В прошлом году минобрнауки по заданию правительства РФ проанализировало все договоры о целевом приеме. Более половины этих документов формально вообще не содержали пункты об обязательном трудоустройстве студентов. Более чем в 40 процентах договоров не были прописаны меры социальной поддержки молодых людей. В результате, по словам председателя комиссии Общественной палаты РФ по развитию образования и науки Михаила Погосяна, в 50 процентах случаев целевики не попадали на предприятия, инвестировавшие в их образование.
Как попасть в цель
В СЗФО результативными целевыми договорами может похвастать Вологодская область. В рамках целевой контрактной подготовки в медицинских вузах страны обучаются 850 вологодских студентов. Еще около 40 человек получают целевое образование по программе ординатуры. При этом доля трудоустроенных врачей, завершивших обучение в прошлом году, превысила в регионе 97 процентов. В целом по стране, по оценкам минобрнауки, этот показатель составляет 90 процентов.
- Целевое направление дает возможность поступить в медицинский вуз по более низкому проходному баллу, который формируется только среди поступающих целевиков от Вологодской области, - поясняет начальник управления кадровой политики и правового обеспечения департамента здравоохранения региона Галина Смирнова. - На протяжении всего обучения в вузе студенты получают стипендию от области - четыре тысячи рублей в месяц.
В договорах с вологодскими целевиками уже сейчас прописываются обязательства, которые закрепят для всех подобных соглашений в новом законопроекте. Студенты должны хорошо учиться, а после окончания медвуза вернуться в область и проработать там не менее трех лет. Но во многих регионах СЗФО процент вернувшихся выпускников медицинских вузов, наоборот, отстает от общероссийских показателей. Особенно тяжело бороться за своих студентов субъектам Северо-Запада.
Серьезные штрафы
В новой версии законопроекта говорится, что заказчиками целевого обучения могут стать и госструктуры, и юридические лица, и даже ИП. Правда, учить своих целевиков за счет бюджета смогут, помимо органов власти и государственных компаний, только предприятия оборонно-промышленного комплекса. Остальным предпринимателям придется самим платить за обучение нужных им специалистов.
Еще одно важное новшество - пункт об обязательствах студентов, связанных со стопроцентным освоением образовательной программы. Молодым людям, отчисленным за двойки, придется возместить несостоявшимся работодателям все понесенные расходы. Финансовые санкции коснутся и выпускников, не отработавших на предприятии как минимум три года после выпуска. А работодателю, отказавшемуся трудоустроить целевого студента, придется выплатить ему компенсацию - три средних по региону заработных платы. Кроме того, если студент числился на бюджетном отделении, нарушителю договора - или студенту, или компании - придется компенсировать образовательному учреждению и государству расходы на обучение целевика.
С одной стороны, новаторскими поправки назвать нельзя, отмечает президент Союза литейщиков Санкт-Петербурга, член коллегии комитета по образованию правительства Санкт-Петербурга, доктор технических наук Владимир Евсеев. Большинство предлагаемых норм и сейчас находят свое отражение в договорах между работодателями, вузами и студентами.
- С другой стороны, законопроект уточняет и закрепляет единые для всех участников процесса правила игры, - продолжает Владимир Евсеев. - В том числе одно важнейшее правило, которое пока работает со скрипом, - об обязательной трехлетней отработке на предприятии, являющемся заказчиком целевого обучения. Сейчас, когда это обязательство не закреплено на законодательном уровне, работодатели в рамках индивидуальных договоров могут оперировать какими-то штрафными санкциями в отношении молодых людей, отказавшихся у них работать. Но какой толк от штрафов, когда петербургские предприятия, в особенности представители промышленного сектора, испытывают острейший кадровый голод. В предлагаемых поправках прописываются существенные санкции - возмещение всех расходов на целевое обучение, которые понес и работодатель, и государ-ство. Кроме того, когда обязательная трехлетняя отработка станет одним из пунктов статьи федерального закона об образовании, случаев "разрыва отношений" между заказчиками и студентами станет, как мне кажется, значительно меньше. Это послужит хорошим стимулом для закрепления молодых специалистов на производствах.
На все три стороны
Есть, впрочем, у нового законопроекта и минусы. Поправки позволяют заключать договоры о целевом обучении студентам, которые получают образование в вузах за свой счет. Но особенно-сти финансовых взаимоотношений таких молодых людей и их потенциальных работодателей документ не уточняет.
- Должно быть понятно, какая здесь наступает ответственность у каждой из сторон, - подчеркивает заместитель председателя комиссии Общественной палаты РФ по развитию образования и науки Александр Русаков. - Это должно найти отражение при подготовке шаблонов договоров.
В текущей редакции закона об образовании заказчик целевого обучения имеет обязательства по организации учебной, производ-ственной и преддипломной практики студента. В новом законопроекте подобного пункта нет.
- Следует также добавить, что новый законопроект предусматривает двухсторонние договоры между работодателем и студентом, а не трехсторонние, с участием вузов, как это часто происходит сейчас. А на образовательные учреждения просто накладываются определенные обязательства по взаимодействию с заказчиком целевого обучения. В результате вузы могут нести меньше ответ-ственности за конечный результат. Поэтому трехсторонние договоры, на мой взгляд, были бы предпочтительнее двухсторонних. Надеюсь, законодатели исправят обозначенные упущения, и на выходе мы получим действительно полезный законопроект, - подводит итог президент Союза литейщиков Санкт-Петербурга.