28.02.2018 19:50
Общество

Известный маринист Николай Черкашин отметил 50-летие творчества в "РГ"

Творческий юбилей известный маринист Николай Черкашин отметил в "РГ"
Текст:  Игорь Давыдов Иван Петров Михаил Синицын
Российская газета - Столичный выпуск: №44 (7507)
В среду вечером в медиацентре "Российской газеты" прошла встреча известного писателя, подводника, автора множества исторических книг Николая Черкашина с коллегами, читателями и журналистами. Мероприятие приурочили к 50-летию творческой деятельности автора.
Читать на сайте RG.RU
Презентация книги Николая Черкашина "Тайны погибших кораблей"

На мероприятие Николай Андреевич пришел в военно-морской форме. И это легко объяснимо. Во-первых, значительную часть своей жизни он отдал подводному флоту, причем добровольно, сам попросившись из редакции "Красной Звезды" в Москве перевести его на службу в ВМФ. Во-вторых, все книги Черкашина посвящены морю. При этом жанры его трудов совершенно разные - от исторических экскурсов до расследований.

Люди, нравы и мифы легендарной Марьиной Рощи 30-40-х годов XX века

Именно Николай Черкашин первым рассказал стране о самой страшной катастрофе в советском ВМФ - гибели линкора "Новороссийск" в бухте Севастополя в 1959 году. 33 года о гибели корабля практически никто ничего не знал.

В катастрофе погибли 829 человек. Многие живые были заперты в отсеках опрокинувшегося корабля в течение нескольких дней. Из них удалось спасти лишь 9 человек (семерых через прорезанное в кормовой части днища отверстие и двоих из-под палубы юта, неплотно прилегавшей к грунту). Водолазы перестали слышать стук запертых в корпусе линкора моряков только на третьи сутки.

Черкашин рассказал о роли итальянских подводных диверсантов в этой трагедии. Дело в том, что после войны итальянские военные корабли были переданы Советскому Союзу. После чего бывший командир 10-й флотилии штурмовых средств князь Валерио Боргезе поклялся отомстить за бесчестие и во что бы то ни стало взорвать линкор "Джулио Чезаре" (переименован в СССР в "Новороссийск"). Кроме того, как свидетельствуют рассекреченные разведсводки штаба Черноморского флота, на следующий день после катастрофы все итальянские торговые суда дружно покинули акваторию Севастополя.

Также Черкашин первым поведал об антибрежневском восстании на балтийском корабле "Стерегущий". Николай Андреевич был единственным журналистом, допущенным к работе госкомиссии по изучению причин гибели атомной подводной лодки "Курск".

Писатель Николай Черкашин собрал уникальную коллекцию старых фото

Всего перу Николая Черкашина принадлежит свыше шестидесяти книг.  На редакционном столе его помощники выложили их в форме крейсера.

За свои книги Черкашин был удостоен многих международных и всероссийских литературных наград. Немало лет отдано им и отечественной периодике: около 10 лет Черкашин работал в "Российской газете". Ранее -  в газетах "Комсомольская правда", "Красная звезда", "Гудок", журналах "Наш современник", "Воин". Пять лет был главным редактором издательства "Андреевский флаг".

Вот, что в своем последнем интервью сказал писатель Валентин Пикуль:

- Из писателей-маринистов я выделил бы Николая Черкашина. Он трудяга, и дай Бог ему здоровья. Так и надо бороздить историю, в ней ещё немало интересных полных драматизма загадочных страниц. А он извлекает темы совершенно неизвестные…

* Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"

Фоторепортаж: Презентация книги Николая Черкашина "Тайны погибших кораблей"
История Литература