02.03.2018 09:15
Башкортостан

В АО "Транснефть-Урал" прошли очередные учения по ликвидации аварии

В АО "Транснефть - Урал" состоялись учения по ликвидации "аварии" на подводном переходе
Текст:  Гульназира Ишбердина (Уфа)
Российская газета - Неделя - Башкортостан: №45 (7508)
На многие тысячи километров перекачивает нефть и нефтепродукты по трубопроводам АО "Транснефть - Урал". Магистрали предприятия проходят не только под землей, но и пересекают десятки рек и речушек. К примеру, магистральный нефтепровод "Калтасы - Уфа-2", по которому нефть башкирских месторождений круглый год доставляется на переработку в Уфу, пересекает реку Белую.Если на подводном переходе случится утечка нефти в реку, последствия будут плачевными. Но именно для того, чтобы исключить такие риски, на предприятии постоянно проводятся учебно-тренировочные занятия. Недавно в АО "Транснефть - Урал" отрабатывали действия именно по ликвидации условной аварии на подводном переходе.
Читать на сайте RG.RU

Снизить риск до нуля

По нефтепроводу "Калтасы - Уфа-2" перекачивает нефть Арланское нефтепроводное управление (НУ), в зоне ответственности которого находится и подводный переход нефтепровода через реку Белую. И если что-то произойдет, первыми на место прибудут именно арланцы. Конечно, ключевое слово здесь "если". Чтобы снизить вероятность такого события практически до нуля, сделано все необходимое и даже многое сверх того. Трубопровод ремонтируют, его состояние регулярно контролируют с помощью инспекционных приборов, которые, двигаясь по трубе вместе с потоком нефти, обнаруживают любые отклонения от нормы. Если находят, уязвимый участок оперативно заменяют. Наконец, в километре с небольшим от этого подводного перехода находится пост наблюдения, откуда за состоянием реки следят постоянно и внимательно.

Может ли что-то случиться при таком многоуровневом контроле? Не должно. Но, тем не менее, нефтепроводчики всегда готовы к любому развитию событий. Поэтому никаких скидок на условности во время учений не было и быть не могло: такие тренировки всегда проводятся в условиях, максимально приближенных к реальным.

Секунды на принятие решения

Согласно сценарию, в 9 часов утра в Арланское НУ поступает сообщение о резком снижении давления в нефтепроводе ниже допустимого. Перекачка нефти тут же останавливается, участок нефтепровода отсекается задвижками - все они управляются дистанционно, и перекрытие потока занимает секунды.

Прошло всего несколько минут, а к месту происшествия на вездеходах уже направлены патрульные группы с ближайших станций, чтобы обследовать участок нефтепровода, уточнить характер и место повреждения.
Тем временем к выезду готовятся аварийные бригады, оснащенные всем необходимым для локализации аварии и устранения ее последствий. Им предстоит развернуть два рубежа заграждений, которые остановят нефть. Планы действий продуманы до мелочей и рассчитаны поминутно: хотя время в такой ситуации на вес золота, нарушение требований промышленной безопасности и охраны труда недопустимо. Поэтому работники непременно проходят инструктаж и обеспечиваются всеми средствами индивидуальной защиты.

Самая важная задача - создать на пути нефти преграду, не дать ей уйти ниже по течению. Летом это сделать сравнительно просто: реку перекрывают надувными бонами, которые задерживают нефть (она легче воды, поэтому остается на поверхности), и направляют ее к одному из берегов, где нефть соберут специальными механизмами. Но на дворе зима, поэтому нужно сначала вскрыть лед от берега до берега. Да и надувными бонами тут не обойтись, помогут только зимние заграждения, которые собираются из стальных листов и стеклопластика. Условия, кстати, весьма непростые: ширина реки больше четырехсот метров, глубина - восемь, да и скорость течения приличная - три четверти метра в секунду.

Четко и быстро

Визжат пилы, полоса чистой воды шириной сантиметров в тридцать становится все длиннее, и скоро она соединит оба берега. Около одного из них уже сделана квадратная полынья-майна - именно здесь будет работать нефтесборщик. Рядом появляются временные емкости для хранения собранной нефти, похожие на небольшие бассейны: в них нефтесборщик будет сливать загрязненную нефтью воду, которую потом отправят на безопасную утилизацию.

- Сейчас мы прорезали во льду майну, начали установку боновых заграждений, - комментирует линейный трубопроводчик Ильдар Загиров. - Они позволят нам локализовать разлив нефти. Этот разлив, конечно, условный, но в реальной обстановке мы действовали бы точно так же. Поэтому мы и отрабатываем все наши действия, чтобы четко знать все свои шаги в каждый момент времени. Подобные учебно-тренировочные занятия мы проводим ежемесячно, и это, конечно, помогает всегда быть в полной готовности.

Все, действительно, делается быстро и четко: казалось бы, прошло совсем немного времени с того момента, как на лед вышли люди в зимней спецодежде и оранжевых спасжилетах, а все подготовительные работы уже завершены. Большинство операций механизировано, но главная - сборка защитного барьера - выполняется вручную. Короткие команды, отработанные движения: каждый из аварийщиков, как суворовский солдат, "знает свой маневр" и знает его на "отлично".

Один, два, десять, пятьдесят - стальные листы один за другим наполовину опускаются в воду, образовывая непроницаемую для нефти преграду. А совсем рядом уже работают специалисты-экологи: бурят лед, берут пробы воды. Такой контроль ведется на протяжении всего времени аварийных работ.

Фиксируют каждый шаг

На берегу замерла тяжелая техника: грузовики, автокран, автобусы на базе не знающих преград "Уралов" - в них прибывают к месту работ аварийщики, в них же люди могут отдохнуть и погреться. На льду ждет катер на воздушной подушке: такая техника позволяет патрульной группе очень быстро оказаться на месте предполагаемого происшествия. Издалека бросается в глаза и ярко-красный пожарный автомобиль.

Это учебно-тренировочное занятие стало частью работы по обеспечению требований промышленной безопасности опасных производственных объектов, предупреждения чрезвычайных ситуаций в АО "Транснефть - Урал" и проводилось в рамках Года культуры безопасности в системе МЧС России. На протяжении всего времени учений за их ходом внимательно следят специалисты  АО "Транснефть - Урал". Все действия фиксируются, каждый шаг в дальнейшем будет тщательно разобран и проанализирован, но уже сейчас ясно - все участники отработали хорошо, а главная задача учений успешно решена. Значит, если подобное происшествие произойдет на этом или любом другом подводном переходе трубопровода (а их в зоне ответственности АО "Транснефть - Урал" многие десятки), оно будет оперативно ликвидировано благодаря тщательной организации, продуманному подходу и навыкам работников. Но все участники учений желают одного: пусть эти навыки никогда не придется применять на практике.

Цифра

58 человек приняли участие в комплексном учебно-тренировочном занятии на подводном переходе магистрального нефтепровода "Калтасы - Уфа-2" через реку Белую

На правах рекламы

 

Башкортостан Пермский край Кировская область Марий Эл Мордовия Нижегородская область Оренбургская область Пензенская область Самарская область Саратовская область Татарстан Удмуртия Ульяновская область Чувашская республика Башкортостан Пермский край Приволжье Волга-Кама Средняя Волга