В Италии в воскресенье прошли всеобщие выборы в национальный парламент. Избирательные участки были открыты с 7.00 по местному времени. В этом году для голосования были подготовлены специальные бюллетени, имеющие цифровую защиту, которая делает невозможными подлог и фальсификацию. Итальянцам предстояло выбрать 630 членов нижней палаты парламента и 315 - верхней, а также глав двух ключевых областей страны - Лацио и Ломбардии. В гонке приняли участие 40 партий. Основная борьба развернулась между тремя из них - правоцентристской коалицией во главе с Берлускони, левоцентристами под предводительством экс-премьера Маттео Ренци и внесистемным "Движением "5 звезд", которым заправляет 31-летний Луиджи Ди Майо.
Согласно последним опросам, усталость избирателей и партийные противоречия отразятся негативным образом на явке, которая, по прогнозам, не превысит 67 процентов. При этом 8 миллионов итальянцев (15 процентов населения) до последнего дня не определились со своими электоральными предпочтениями. Это вместе с целым рядом других объективных и субъективных обстоятельств делает голосование практически непредсказуемым.
- У итальянцев всегда есть неуверенность в итогах выборов, но на этот раз - это особенная ситуация, потому что нет ответа даже на главный вопрос: кто победит - правые или левые? Неизвестно также, как себя в конечном итоге поведет электорат "Движения "5 звезд", - рассказывает шеф римского бюро ТАСС Алексей Букалов.
Главная особенность этих выборов заключается в том, что они проходят по новому закону "Розателлум", согласно которому треть депутатов будет избирается в одномандатных округах, а остальные две трети - на основе партийных списков. Новый закон отменил так называемую "премию большинства", при которой партия, набравшая на выборах 40 голосов, автоматически получала 340 мандатов из 630 мест в палате депутатов. Это позволяло одной политической силе формировать правительство. Теперь же даже если одна из партий и получит 40 процентов голосов, для победы ей потребуется набрать не менее 70 процентов в одномандатных округах. Столь идеальный для Италии сценарий при сегодняшней расстановке сил кажется мало реалистичным.
- Как ни странно, но никто из участников этой предвыборной гонки не сможет заручиться необходимой поддержкой избирателей, чтобы обеспечить себе в парламенте необходимое большинство для формирования правительства. В такой обстановке речь может идти исключительно о коалиции, состав которой на данный момент предугадать практически невозможно. Некую ясность мы сможем получить только 24 марта, когда парламент соберется на первую сессию. Именно тогда будет ясен расклад. После этого начнется длительный процесс политических консультаций, - считает Букалов.
Новый избирательный закон разрешает парламентариям переходить из одной партии в другую внутри парламента. Использование этой "опции" в конечном итоге может привести к перекройке парламентского большинства. Другая интрига кроется в том, кто займет пост премьера. Из-за низкой популярности Маттео Ренци демократы могут выступить за продление мандата нынешнего премьер-министра Паоло Джентилони. Если же успех окажется на стороне правоцентристов, борьба может развернуться между главой Европарламента Антонио Таяни и лидером "Лиги" Маттео Сальвини.
Сильвио Берлускони