Об этом говорится в ежемесячном энергобюллетене Аналитического центра при правительстве РФ. Эксперты оговариваются, что кроме плюсов восстановление иранской нефтегазовой отрасли может привести к росту конкуренции и предложения на мировом рынке и оказать понижающее давление на цены энергоресурсов, однако до сих пор эти опасения на практике серьезно не реализовались.
"Российские компании участвовали в нефтегазовых проектах в Иране до санкций ("Газпром нефть", "Татнефть"), но были вынуждены уйти. За 2016-2017 годы российские компании заключили ряд соглашений о совместной реализации проектов с иранскими партнерами и продолжают переговоры о новых инициативах в нефтегазовой отрасли", - говорится в энергобюллетене. Сейчас Иран разрабатывает проекты малотоннажного производства СПГ, в чем преуспела Россия, и ищет для этого инвесторов.
Проект "Иран СПГ" мощностью 21 миллион тонн в год, в котором партнером выступает "Газпром", до заморозки был реализован на 40 процентов. Работу по нему восстановили в прошлом году. В декабре "Газпром", иранская NIOC и Oil Industry Pension Fund подписали меморандум о взаимопонимании, по которому обязались изучить перспективы взаимодействия. Тогда же появилась "дорожная карта" о подготовке "Газпромом" исследования о реализации в Иране интегрированных проектов в области добычи, транспортировки и переработки углеводородов, включая газохимию.
"Постепенно начинается развитие газовой промышленности Ирана с перспективами экспорта в Азию (Пакистан, Индия), в том числе с участием российских компаний в экспортных проектах, - говорит главный советник руководителя Аналитического центра Леонид Григорьев. - В этом плане реализация Парижских соглашений по климату 2015 года в Азии может дать больший простор для газового экспорта многих стран за счет сжатия доли угля в топливно-энергетических балансах".
Сотрудничество с Ираном также интересует китайскую CNPC и французскую Total, которая сейчас реализует другой проект, предусматривающий строительство СПГ-завода. Проект стоимостью четыре миллиарда долларов предполагает разработку иранского месторождения Южный Парс и идет полным ходом, без задержек, говорил в феврале этого года главный исполнительный директор Total Патрик Пуянне. Страна ждет высокой отдачи от проекта, поэтому на случай введения новых санкций даже консультировалась с французскими и германскими властями.