Но реальность несколько отличается от того, что люди проговаривают вслух. До сих пор главой семьи чаще называют мужчину - 16 процентов опрошенных говорят, что так должно быть в идеальной семье, а каждый пятый признается, что у них все именно так и устроено. Видеть главной женщину готовы лишь 1 процент участников опроса, но 6 процентов опрошенных рассказали, что в их семье именно на женских плечах лежит весь груз ответственности.
В чем же россияне видят проявление равенства в семейных обязанностях? Живущие вместе люди совместно решают, как провести досуг, какие продукты купить, что подарить другу и на какие занятия водить детей.
А вот стирка белья, по мнению наших сограждан, - исключительно женское дело (этим занимаются 72 процента женщин). Мужчина же в семье отвечает за мелкий ремонт (67 процентов мужчин берут это на себя). Зато такие традиционно женские дела, как глажка, готовка и уборка, все чаще переходят в разряд "делаем совместно".
Совместным стало и материальное обеспечение семьи. Однако мужчины уверены, что основной вклад в семейный бюджет все-таки должны вносить именно они, и, по их словам, они наполняют общую копилку на 75 процентов, женщина же должна доложить оставшуюся треть. Сами же женщины говорят, что их вклад превышает 40 процентов.
Аналитик ВЦИОМ Иван Леконцев обращает внимание на то, что гендерное равенство в российских семьях наблюдается по одному из самых острых вопросов - финансовому. Мужчины и женщины в равной степени зарабатывают деньги, планируют семейный бюджет и не представляют, что может быть по-другому. Стереотип, что мужчина должен полностью обеспечивать семью, по мнению Леконцева, разрушен. На этом российские женщины останавливаться не собираются. "Идеальный", по их мнению, уровень равноправия еще предстоит достигнуть в таких семейных областях, как воспитание детей, оплата счетов или глажка вещей.
"В большом количестве семей эти обязанности по-прежнему ложатся только на женщин, - говорит Иван Леконцев. - Полное равноправие скорее всего недостижимо. Однако пока представления россиян о необходимости гендерного равноправия несомненно обгоняют практику, а значит, практика неизбежно будет меняться".