14.03.2018 19:08
Культура

Петербургский "Приют комедианта" впервые представил балетный спектакль

В Петербурге балет ищет новую цивилизацию
Текст:  Анна Галайда
Российская газета - Федеральный выпуск: №53 (7516)
Петербургский "Приют комедианта" впервые в своей истории выпустил балетный спектакль. Хореограф Юрий Смекалов - именно его энергия привела балет в этот театр - выбрал "Солярис".
Читать на сайте RG.RU

Назвать дебютантом Юрия Смекалова можно лишь с определенной натяжкой: экс-премьер Театра Бориса Эйфмана и действующий солист Мариинского театра уже десять лет совмещает исполнительскую карьеру с постановочной. В его резюме - "Медный всадник" и "Пахита" в Мариинском театре, "Мойдодыр" в Большом, спектакли по набоковской "Камере обскура" и байопик, посвященный Фриде Кало.

"Русский балет" представил зрителям новую постановку балета "Дон Кихот"

"Приют комедианта" располагает миниатюрной сценой и небольшим плоским зрительным залом. Конструкция не предназначена для показа традиционных балетных спектаклей - очевидно, Смекалов изначально не представлял "Солярис" "традиционным балетным спектаклем".

Хореограф не стал сочинять для этой постановки либретто. Отсылая к культовому роману Лема и фильму Тарковского, его двухактный "Солярис" стремится выйти из скорлупы балетного буквализма - чтобы размышлять о цели существования вселенной и человека...

Смекалов умеет точно вербовать команду "сообщников". К созданию "Соляриса" он привлек композитора Бхиму Юнусова, никогда не работавшего в академических жанрах, сценографа Андрея Севбо, художника по костюмам Нину Штеренберг, художника по свету Константина Бинкина и художника видеоконтента Сергея Рылко. Эффектно выглядели видеопроекции, точно вписавшиеся в стилистику музыки и балета. Но ими не ограничились. Пространство Соляриса и космической станции "Земля", выстроенное при помощи трансформирующихся металлоконструкций, оказалось лаконичным и выразительным, так же как и костюмы его обитателей. Однако на крошечной сцене "Приюта комедианта" почти не осталось воздуха и места для главного - танца. Смекалову пришлось не только искать пластический эквивалент фантастической реальности, но и изобретать форму статического танца.

На "Солярисе" больше идей, чем воплощенных решений

Соавторами танцующего хореографа стали Владимир Варнава, Злата Ялинич, Александр Челидзе, Виктория Литвинова... Владимир Варнава, не только танцовщик, но и успешный хореограф, подарил спектаклю собственную ртутную подвижность. Александр Челидзе привнес весомость современного танца, Виктория Литвинова - красоту линий классической танцовщицы, сам Смекалов со Златой Ялинич - эффектную пластику бывших эйфмановских артистов. Но создать из разных пластических наречий их синтез, футуристический "новояз" не удалось. Возможно, поэтому на "Солярисе" обнаружилось больше идей, чем воплощенных решений. Судя по овациям, энергия и энтузиазм не менее важны, чем художественный результат.

Танец Санкт-Петербург Северо-Запад