Музей Востока попробовал собрать в большой новой экспозиции с красивым названием художников разных направлений, каждый по-своему осваивавших красоту Востока.
Павел Кузнецов, один из лидеров группы художников-символистов "Голубая роза", предпочитавших сдержанность яркости, а тонкость в нюансах широкому мазку, в начале 10-х годов спасался от суеты столичных салонов в восточных степях. И привез оттуда, например, нежнейшую "В степи. Мираж", и "Натюрморт с сюзане", где, изображая кувшин и яблоки на фоне узбекского ковра-сюзане, наверняка не позволял кисти брать краски поярче.
"Пейзаж с осликом" - это узнаваемый лишь по характерным очертаниям фигур и предметов бубнововалетец Роберт Фальк. Во время войны, попав в эвакуацию в Самарканд, этот город всех оттенков песчаного, Фальк воспринял не только его древние узоры, но и цвета: взялся писать вещи сдержанные, монохромные.
Павел Беньков с масштабными работами из коллекции Музея Востока напоминает о себе, как об абсолютном импрессионисте: восточный дворик, где девочки читают письмо с фронта ("Подруги. Письмо с фронта"), усеян золотыми монетами солнечных бликов.
От выставки ориентального искусства ждешь яркости, спелости цветов, разнообразия красок. И "От голубой розы к золотому гранату" эти ожидания оправдывает: среди древних минаретов, ярких ковров и пестрых халатов живопись русских художников полыхает желтой охрой и красным кадмием, заостряется углами, бьет в глаза восточным жарким солнцем. В выставке, пожалуй, больше настроения, чем систематичности. Иногда даже кажется, что организаторы увлеклись красотой, сказочностью отбираемых работ. Это касается не только сюжетов, словно взятых из "1000 и одной ночи" (например, "Крытый базар в Бухаре" того же Бенькова). Супрематическая "Ударная женская бригада на стройке" и "Возвращение жнецов", шествующих с дутарами по горам по долам Николая Карахана, - это прежде всего стиль, колористика, нежели повествование, как и "Сбор хлопка" мэтра русского "восточного" искусства Александра Волкова, полотно, захватывающее контрастами огненно-бордового и девственно-снежного.
Концептуальные выставки, подобные этой, жанровые и стилистические богатства собирают, как правило, по всей России. "Образ Востока в русском искусстве первой половины XX века" был бы неполным без Саратовского художественного музея: он предоставил шедевры Фалька, Лентулова, Мошкова, Кузнецова. Коллекция "Голубой розы" в Саратове - одна из крупнейших: сама группа собралась в 1907-м вокруг Кузнецова, саратовца.
Фотогалерея: "Образ Востока в русском искусстве первой половины XX века"