Речь идет именно о личных данных, на основе которых составлялись психологические портреты американских избирателей. После этого им демонстрировали подходящую политическую рекламу в Facebook.
Использование этих данных без ведома и разрешения возмутило общественность, и в Twitter самозародился масштабный флешмоб с хештегом #deletefacebook ("удалить Facebook"). Его участники предлагают стирать со смартфонов мобильное приложение социальной сети и удалять свои страницы с сайта, чтобы продемонстрировать свое полнейшее нежелание пользоваться Facebook в дальнейшем.
К акции присоединился один из основателей мессенджера WhatsApp, который принадлежит социальной сети. Брайан Эктон написал в своем блоге в Twitter: "Настало время #удалитьfacebook". Его поддержали тысячи людей.
Не понравилась ситуация и инвесторам, купившим в свое время ценные бумаги социальной сети. В результате акции Facebook заметно просели в цене, а основатель сайта Марк Цукерберг стал беднее примерно на шесть миллиардов долларов. Именно в такую сумму обошлось миллиардеру падение акций собственной компании.
Как именно данные пользователей утекли неизвестно куда? Выяснилось, что некоторые поделились ими совершенно добровольно, пройдя несложный психологический тест-викторину, созданный исследователем из Университета Кембриджа по имени Александр Коган еще в 2013 году.
Многие любят публиковать на своих страницах результаты тестов в стиле "Какой вы день недели?" или "Какое вы дерево? Пройдите тест и узнайте правду". Что-то похожее проделали и жертвы утечки данных - ответили на вопросы и согласились на обработку персональных данных, не глядя нажав кнопку "да".
В результате у Когана оказалась информация не только об участниках тестирования, которых набралось чуть менее 300 тысяч человек, но и об их друзьях - 50 миллионах пользователей Facebook. В 2015 году исследователь поделился ими с компанией под названием Cambridge Analytica. На основании этой информации, слитой на сторону, пользователи стали видеть в соцсети нацеленную персонально на каждого из них рекламу, включая политическую.
Лично для Марка Цукерберга основная проблема заключается в том, что социальная сеть была в курсе этой ситуации, но не предприняла никаких мер для защиты пользовательских данных. Основатель Facebook, несколько дней хранивший молчание, наконец опубликовал запись, в которой признал, что "было нарушено доверие между Facebook и людьми, которые передают компании данные и верят, что она их защитит".
Цукерберг также отметил, что еще в 2015 году соцсеть обращалась в Cambridge Analytica с требованием удалить оказавшиеся в ее распоряжении личные данные пользователей, и компания заявила, что вся информация удалена. "Но недавно мы узнали из СМИ, что Cambridge Analytica, возможно, не избавилась от этой информации. Мы немедленно запретили компании пользоваться всеми нашими сервисами и назначили судебную проверку", - добавил он.
Также Цукерберг заявил, что аудиту подвергнутся все внутренние приложения Facebook, имеющие доступ к большим объемам пользовательских данных. Разработчики викторин не смогут хранить личную информацию больше трех месяцев, если человек не использовал их приложение. А у пользователей появится инструмент, позволяющий видеть, какие их данные отправляются на сторону, и оперативно пресекать это.