Его действия, как утверждал Reuters, в первую очередь зависели от того, что предпримут крупнейшие европейские государства - Франция и Германия. А те, в свою очередь, пристально наблюдали, как далеко зайдет в своей конфронтации с Россией американская администрация.
В понедельник на специальном брифинге представитель Белого дома сообщил, что его страна высылает в знак солидарности с Британией 60 дипломатов РФ - 48 сотрудников посольства и 12 - из постоянного представительства России при ООН в Нью-Йорке. Причем последних отправят на родину якобы за "злоупотребление своим правом проживания в рамках соглашения о штаб-квартире". Все депортированные дипломаты должны покинуть американскую территорию в течение семи дней.
Практически одновременно с озвученными Вашингтоном решениями послов РФ в прибалтийских государствах и Польше вызвали в министерства иностранных дел, где им сообщили об экстрадиции части работающих в этих странах сотрудниках российского МИДа. Недружественный шаг также был объяснен солидарностью с Британией. Впрочем, эти решения выглядели ожидаемыми - о них шла речь на саммите Евросоюза при обсуждении дела об отравлении Скрипаля, докладчиком по которому выступала премьер Британии Тереза Мэй. Уже тогда в Риге, Таллине, Вильнюсе и Варшаве утверждали, что полностью доверяют словам Мэй и никаких дополнительных доказательств виновности России им не нужно. Впрочем, корни такой поддержки частично кроются и в статистике - в Британии работают свыше 830 тысяч польских гастарбайтеров (каждый 60-й житель Польши), более 110 тысяч литовцев (3,4 процента населения) и 60 тысяч латышей (3,2 процента населения). Для руководства Польши и прибалтийских стран жизненно важно, чтобы после брекзита эти трудовые мигранты не отправились на родину и остались трудиться на Альбионе. Отсюда готовность поддержать любые, даже самые абсурдные выводы Терезы Мэй.
Всего, по словам председателя Европейского совета Дональда Туска, решение о высылке дипломатов РФ приняли 14 стран - членов ЕС. Германия и Франция вышлют по четыре дипломата, Чехия - трех, Дания, Нидерланды и Италия - двух.
"Наши намерения и попытки на разных уровнях что-либо разъяснить натыкаются на стену непонимания и стену нежелания слушать", - признал пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.
На фоне развернувшейся по обе стороны Атлантики антироссийской истерии в Британии продолжается расследование дела Скрипаля. Благодаря утечкам в прессу открываются все новые факты, которые трудно уложить в теорию премьера Мэй о безусловной виновности русских. В понедельник газета Sun, сославшись на источники в правоохранительных органах, сообщила, что в день покушения агент британской разведки Сергей Скрипаль и его прилетевшая из России дочь Юлия на четыре часа выключили функцию GPS в своих мобильных. Причем это произошло как раз в тот период времени, когда они поверглись отравлению. Скотленд-Ярд отказался комментировать приведенные факты. Тем не менее журналисты Times пришли к выводу - отключение GPS говорит о возможной тайной встрече Скрипалей. Но также очевидно, что Сергей Скрипаль полностью доверял тем, кто попросил его выключить геолокацию, раз взял на эту встречу дочь.
Если отбросить разного рода политическое ерничество, которым переполнены британские издания, и анализировать только факты, то картина преступления в Солсбери выглядит все более и более неоднозначной. Independent привела ряд вопросов, которые задает Россия и на которые в Лондоне отказались отвечать по существу. Например, вопрос о том, почему российских эмигрантов убивают только в Британии? Почему Москве не предоставили с самого начала доступ к подробным сведениям о яде? Почему нет никаких фотографий Сергея Скрипаля и Юлии в больнице? Почему ученые, одетые в похожие на скафандр защитные костюмы, собирали пробы, расхаживая рядом с ничем не защищенными британскими гражданами, но никто из подданных ее величества от нервно-паралитического вещества не пострадал?
Подобные детали заставляют задуматься над тем, а было ли вообще отравление Скрипалей? "Это колоссальная провокация. Я бы сказала больше, это - колоссальная авантюра", - считает официальный представитель российского внешнеполитического ведомства Мария Захарова.
Привыкшие доверять своему правительству британцы старательно избегают любых сомнений в самой возможности "нечестной игры" со стороны власти. Но в 1883-1885 годах, когда в британской столице произошло 13 террористических актов, местная пресса с не меньшим, чем сегодня, энтузиазмом обвиняла в преступлениях царскую Россию. И только после длительного расследования Скотленд-Ярд установил настоящих организаторов взрывов - ирландских националистов, не имевших к Москве никакого отношения. Тем не менее извиняться за развернутую антироссийскую истерию официальный Лондон тогда не стал.
Бывший посол Британии в России сэр Тони Брентон один из немногих политиков Альбиона, которые задумываются над будущим российско-британских отношений: "потому что нужно иметь с русскими контакты на высоком уровне по определенным вопросам". "Нам не следует сжигать мосты до такой степени, что восстановление каналов связи с Россией окажется невозможным. Мне кажется, что Гэвин Уильямсон (министр обороны Британии. - Ред.) и Борис Джонсон (министр иностранных дел Британии. - Ред.) опасно близки к сожжению этих мостов", - размышляет в интервью Independent экс-посол, которому в прошлом пришлось налаживать диалог между Москвой и Лондоном после отравления Александра Литвиненко.
Французская Figaro пишет о "трансагрессивности" президента Эмманюэля Макрона, который поддержав Британию, приписал отравление британского агента Скрипаля Кремлю, хотя не было предоставлено никаких доказательств. А ведь стоит напомнить, что до появления британского премьера Мэй на саммите ЕС представитель президента Франции называл выдвинутые против Москвы обвинения Лондона "политическими фантазиями". В условиях, когда в обмен на торговое соглашение с Брюсселем власти Альбиона согласились выплатить в европейский бюджет 40 миллиардов евро, немногие в Евросоюзе решили пойти на принцип и все же потребовать от Британии международно-признанных доказательств виновности России в отравлении Скрипаля. "Запад ошибся и наметил не того врага: сражаться надо лишь с воинствующими исламскими экстремистами. В то время, как президент Владимир Путин пришел на помощь христианам Востока, преследуемым ДАИШ (запрещена в РФ)", - констатирует обозреватель Figaro.
МИД России выразил решительный протест в связи с принятым рядом стран - членов ЕС и НАТО решением о высылке российских дипломатов и сообщил, что отреагирует на эти недружественные шаги.
"Рассматриваем данный шаг в качестве недружественного и не отвечающего задачам и интересам установления причин и поиска виновных в инциденте, произошедшем 4 марта в Солсбери. Провокационный жест пресловутой солидарности с Лондоном этих стран, пошедших на поводу у властей Великобритании в так называемом "деле Скрипалей" и не удосужившихся разобраться в обстоятельствах случившегося, является продолжением конфронтационной линии на эскалацию ситуации", - сказано в заявлении МИД России.
Отвечая на вопрос РИА Новости, посол России в США Анатолий Антонов заявил о необходимости ответа на высылку российских дипломатов. "Могу сказать одно, Вашингтон ничего, кроме силы, не понимает. Я считаю, что ответ должен быть адекватным. Но считаю, даже как гражданин России, что оставлять безнаказанными такие непродуманные, провокационные шаги нельзя", - прокомментировал ситуацию Антонов.