А вот еще три с половиной века назад праздник Входа Господня в Иерусалим отмечался гораздо пышнее и торжественней. Крестный ход в Вербное воскресенье сопровождался инсценировкой въезда Христа в Иерусалим, и назывался этот обряд "шествием на осляти" - то есть шествием на молодом осленке, в переводе с церковнославянского. Причем, митрополит, или, позже, патриарх подобно Христу ехал верхом на этом самом "осляти", а вот вел под уздцы лошадь, замаскированную под молодого осленка, сам царь. Понятно, что торжественная, красочная процессия сопровождалось духовенством и толпой народа.
В Москве дело происходило в Кремле, в других городах - Астрахани, Рязани, Казани, в Тобольске, Новгороде, Ростове - на главных площадях города. Там, естественно, "на осляти" восседали местные митрополиты, а конюхами были чаще всего воеводы. Кстати, царь за выполнение функции "конюшего" получал от патриарха деньги. А весь путь сопровождался чтением Евангелия: именно это превращало торжественный обряд в явление глубоко сакральное. Почему?
Чтобы разобраться в этом, надо вспомнить, что именно мы празднуем в день Входа Господня в Иерусалим, в Вербное воскресенье. Для этого нам придется вернуться на два тысячелетия назад. Странные, необычные события предшествовали въезду Христа в Иерусалим. 30 г. нашей эры, окрестности города гудят от слухов: "Появился Мессия - Спаситель, он исцеляет больных. Слепые по его слову прозревают, прокаженные очищаются от струпьев, умершие оживают! Разве вы не слышали, как Иисус воскресил своего друга Лазаря, брата Марфы и Марии, уже четыре дня как похороненного в гробнице? Крикнул: "Лазарь, выходи!", и Лазарь вышел из склепа - обвитый погребальными пеленами! Покойника развязали, и он пошел! Кто мог бы сотворить подобное! Иисус - Мессия! Спаситель! Он творит чудеса, за ним теперь идут толпы учеников и последователей! Он наконец-то принесёт Иудее, порабощенной римлянами, свободу! Воздвигнет новое царство!" - ликовал народ.
Но то, что питало надежды простых людей, не могло не пугать власти. Тревожились и церковные иерархи: Иисус был для них смутьяном, ниспровергателем основ. И слава о чудесах, творимых по слову Иисуса, разносилась по городам да селениям, так, что ничего поделать с этим было нельзя. Упоение от того, что победа над всей тьмой и несправедливостью мира уже недалеко, захватило даже учеников Христа, они будто и не слышат горечи в словах Спасителя. Они пропускают исполненные скорби предупреждения Иисуса мимо ушей. Такие чуткие и внимательные, они на этот раз будто не замечают Его горькой сосредоточенности - к чему скорбь, всем хочется быть победителями! Все жаждут, чтобы вокруг воцарилось царство справедливости, любви и радости. Особенно если тебе в этом царстве уготовлено не самое последнее место, и это правильно, и это заслуженно - ведь ты был у истоков его создания, ты сидел рядом, буквально за одним столом с грядущим царем!..
Такая атмосфера сопровождала событие входа Господа в Иерусалим за шесть дней до иудейской Пасхи. Удивительное дело, обычно Иисус путешествовал пешком. Но в этот раз - единственный! - Иисус решается въехать в столицу Иудеи верхом, через главные ворота. Наверное, для учеников это служит дополнительным сигналом о том, что "Царь грядёт". Но, понимая это, Иисус выбирает для Своего въезда не коня - символ царской власти, символ война-победителя. Спаситель просит Своих учеников пойти в ближайшее селение, найти там привязанного молодого осла, на которого никто из людей ещё не садился, отвязать его и привести к нему. "А если кто скажет вам: что вы делаете, - продолжает Иисус, - отвечайте, что он надобен Господу". Действительно, после таких слов хозяева животного безоговорочно отдают того ученикам Христа, те приводят осленка к Учителю, и после того как на него вместо седла постилают одежды Иисуса, Спаситель въезжает в Иерусалим. Въезжает "на осляти" - символе мира на востоке.
Это был торжественный въезд. Единственный случай в земной жизни Христа, когда люди явно, не таясь, громко, с радостью прославляли Христа. С восторгом выкрикивая: "Осанна!", что в переводе с древнееврейского означает: "Спаси! Даруй спасение!". Аналогом этого возвышенного приветствия можно считать наше: "Да здравствует!" Осанну выкрикивали не отдельные группки последователей, нет, в радостном упоении ликовала вся толпа: в Иерусалим накануне Пасхи стекалось огромное количество народа со всей Иудеи. "Осанна! Благословен Грядущий во имя Господне! Благословенно грядущее во имя Господа!" Высшие слова прославления толпа выкрикивала искренно. Дорогу, по которой ступали копытца молодого ослёнка, несущего на себе Спасителя, жители Иерусалима устилали своими одеждами и финиковыми побегами, дети и женщины бежали вслед за Христом, размахивая пальмовыми ветвями - знак высочайших почестей на востоке. Народ был искренен в своём поклонении и ликовании. Пройдет всего четыре дня, и та же толпа, что сегодня восторженно приветствует Иисуса криками "Осанна!", будет требовать от Пилата: "Распни Его!" Чтобы объяснить эту стремительную перемену, надо понять, чего именно люди ждали от Христа. Одни видели в нем нового политического Мессию, царя, устроителя нового царства. Другие того, кто накормит их. Третьи, возможно, ожидали новых чудес и исцелений.
Но Иисус не был ни первым, ни вторым, ни третьим. "Царство мое не от мира сего! Царство Мое не отсюда", - говорит Иисус Христос. В тот день почти две тысячи лет назад, в день Входа Господа в Иерусалим происходит не торжественные въезд на царство, нет, иное: Иисус грядет на вольные страдания. И делает это из любви к человеку - пройдет всего несколько дней, и произойдет другое шествие - шествие Христа на Голгофу.
И именно это - вступление Господа нашего Иисуса Христа на путь Крестных страданий вспоминают в день праздника Входа Господня в Иерусалим. Именно на этом - на жертвенном служении людям, служении людям из любви, делался акцент во время торжественного "шествия на осляти" в России XVI-XVII веков. Целью действа, как отмечают историки, было не просто воспроизвести до деталей "картинку" евангельского эпизода Входа Господня в Иерусалим, нет. "Шествие на осляти", приобщало человека к сакральному через непосредственное участие и переживание. Шествие осмысливало это событие Священной истории, как явление "неотмирное", то есть принадлежащее вечности, тому, где нет временных границ, а значит и актуальное всегда, и для нас сегодняшних.
Причем тут происходило то, что Ю. М. Лотман называл "приращением смыслов" - смотрите, даже сам факт смирения царя до "конюшего", демонстрировал иерархию, в которой Бог выше земной власти. А разве напоминание о том, насколько переменчива в своих привязанностях толпа, может быть лишним хоть для кого-нибудь из власть придерживающих? Много, много смыслов было в старинном русском обряде. Но, к сожалению, с годами в церемонии "шествия на осляти" все большая пышность начинала затмевать внутреннее содержание. Логичным результатом этого стала отмена обряда Петром I, посчитавшим, что участие в действе унижает его царское достоинство. И тут подчеркну: то был всего лишь обряд, главное всегда происходило в храмах. А в храмах в день праздника Входа Господня в Иерусалим говорят о грядущих страданиях Христа, готовя нас к Страстной неделе (2 - 7 апреля).
"Когда входил Ты, Господи, / во святой город, восседая на осленке, / Ты с готовностью шел к страданию, / во исполнение Закона и Пророков", - слышим мы на богослужении. Как выразился один священник, "Церковь, в отличие от иерусалимской толпы, понимает, за что именно подобает воспеть Христу осанну". Не за чудеса исцеления, или вообще любые чудеса, нет, за чудо Любви. Любви, не на словах. Любви действенной. Любви, которая так велика, что Господь ради нас вышел на Свой Крестный путь - путь страдания, путь Распятия, путь Крестной смерти.
Так почему же сегодня, отмечая день Входа Господня в Иерусалим - день вступления Иисуса на путь Крестных страданий, мы радуемся? Потому что знаем, что после Страстной недели непременно наступает Пасха - Воскресение Христово. Потому что Церковь, снисходя к немощи человека, дает нам возможность отойти от долгого сорокадневного поста и запастись силами на трудную Страстную неделю. А еще мы радуемся, потому что ощущаем, что Любовь не бесследна в нашем мире. Что она, действенная, способна этот мир преобразовать. И она его преображает. У нас нет пальмовых ветвей, чтобы приветствовать грядущего навстречу нам Христа, поэтому на утреннюю службу Вербного воскресенья люди приходят с ветками вербы, которую святили накануне, на всенощном бдении. Эти гибкие прутики с пушистыми шариками потом целый год хранят дома, украшают ими иконы, приносят их на могилы родственников. С праздником! Впереди Страстная неделя, неделя самого строгого поста.