Сумма утилизационного сбора по новым ставкам будет добавляться к цене всех машин, которые сошли с конвейера внутри страны или въехали в пределы России после нуля часов 1 апреля 2018 года вне зависимости от степени готовности сопроводительных документов.
"Время пересечения границы фиксируется, и здесь вопросов нет, то же самое по сути касается и производства, момента схода машины с конвейера. Но в последнем случае уже более сложная ситуация, так как сопроводительные документы на автомобиль могут быть выданы, подписаны и скреплены печатью и на следующий день. Как эта ситуация будет разрешаться в реальности - покажет практика", - считает автомобильный эксперт Игорь Моржаретто.
По предварительным оценкам федеральный бюджет может дополнительно получить до 5 миллиардов рублей в год.
За время действия утилизационного сбора на продукцию автопроизводителей, который был введен 1 января 2014 года, по экспертным оценкам федеральный бюджет получил более 400 миллиардов рублей.
Минфин еще в 2013 году оценивал доход в 382,9 миллиарда рублей за период с 2014 по 2016 год. Направлять доходы, по словам главы минфина Антона Силуанова, предполагалось на поддержку моногородов и гражданской промышленности.
Сам по себе утилизационный сбор - вполне жизнеспособная идея, но к госпрограмме по утилизации впрямую он отношения не имеет, уверяет Моржаретто. "Отечественные производители, платя утильсбор, получают от государства компенсацию, - объясняет эксперт. - А иностранные производители, не имеющие заводов внутри России и экспортирующие свою продукцию, платят сбор без компенсаций. И одновременно видят перспективу расширения рынка и возможности выставления конкурентной цены в случае открытия производства у нас".
Но есть несколько нюансов, предупреждает он. Отечественным автозаводам деньги, которые увеличивают цену машины, возвращают в виде субсидий, но не сразу, а в пределах 3-6 месяцев.
"При этом наличие утилизационного сбора у нас не имеет логического завершения в виде закона об утилизации автомобилей. И даже не планируется. Да и системы развития утилизационных центров у нас тоже нет", - сожалеет Моржаретто. По мнению эксперта, такой документ для отрасли принять просто необходимо - для того, чтобы утилизационный сбор получил свое логическое завершение.
"И в законе должен быть прописан срок службы автомобиля и обязанности производителя или продавца принять и взять на себя расходы по утилизации. А собственник машины теоретически не должен оплачивать ничего, в том числе и эвакуатор до места утилизации", - предлагает Моржаретто.
Ставка сбора не изменится для машин, чей объем двигателя - более 3 литров.
Для автомобилей, чей объем двигателя - до 1 литра, сбор вырастет на 17,86 процента - до 33 тысяч рублей. Для машин "литражом" от 1 до 2 литров сбор составит 84 тысячи рублей, а от 2 до 3 литров - 126 тысяч рублей.
Для грузовиков утильсбор зависит от массы - от 14,25 тысячи рублей для авто до 2,5 тонны. И от 41,85 тысячи для грузовиков, фургонов и автосамосвалов массой свыше 12 и до 20 тонн.
Приморье просит не повышать
Приморские депутаты приняли обращение к председателю правительства перенести увеличение утилизационного сбора с 1 апреля на 1 сентября 2018 года.
"Такое значительное увеличение ставок и их введение в сжатые сроки не дали возможности гражданам, которые приобрели автомобили до вступления в силу постановления, оценить возможный ущерб от повышения ставок, а также адаптироваться к вносимым изменениям, - считает председатель комитета по бюджетно-налоговой политике и финансовым ресурсам Галуст Ахоян.
Автодиллеры сообщили "РГ", что назвались три даты введения новых ставок. И под каждую из них они ввозили максимально много машин, чтоб успеть продать до новых правил, и спрос позволял продать все. И думали, что с введением сбора стоимость пяти-, семилетней машины вырастет тысяч на 25. Выходит же, что рост сбора вырастет на новые автомобили с объемом двигателя до одного литра до 33 тысяч рублей, а до двух литров - до 84 тысяч рублей.
В России действуют предприятия по утилизации автомобилей, но их нет в Сибири и на Дальнем Востоке. "У дилеров, да, могут появиться проблемы с реализацией товара с введением новых правил утилизационного сбора на автомобили. Но ведь они не распространяются на ввозимые гражданами для личного пользования. Так что снижения количества ввоза подержанных автомобилей я не предвижу, - говорит эксперт Андрей Милько.
Просьба приморских депутатов в целом правомерна, считает автомобильный эксперт Игорь Моржаретто, однако вовремя ее выполнить невозможно, учитывая тот факт, что от принятия решения до 1 апреля было всего несколько дней.
Впрочем, есть вариант, при котором чаяния приморских властей и тех, кто занимается автомобильным бизнесом в регионе, могут учесть, говорит Моржаретто. И такой прецедент уже был, когда в прошлом году все машины обязали продавать с системой ГЛОНАСС, но разрешили доукомплектовывать их самостоятельно. "Вполне возможно, что такого рода норму, относящуюся к компенсации выросшего размера утильсбора, введут постфактум и сейчас. Например, обязав заплатить, но позже", - говорит Моржаретто и отмечает, что регион не имеет права самостоятельно отложить ввод повышенных ставок утильсбора.
Подготовили Ольга Журман, Тарас Фомченков