"Третьяковскую галерею с Новосибирском связывают теплые отношения.
Здесь три года - с осени 1941-го до осени 1944 года - хранилась главная часть собрания великого музея. Комиссия, которая осматривала шедевры после их возвращения в Лаврушинский переулок, признала, что коллекция пережила годы Великой Отечественной войны благополучно", - сказала на открытии экспозиции главный хранитель Государственной Третьяковской галереи Татьяна Городкова.
Экспозицию предваряют фотографии, документы, письма, воспоминания и телеграммы - свидетельствующие о том, как осенью 1941 года значительную часть коллекции Третьяковской галереи экстренно вывозили в Новосибирск, а затем размещали произведения искусства в недостроенном здании Дома науки и культуры (сейчас Театр оперы и балета).
Картины снимали с подрамников, накатывали на вал, запаивали в металлические тубы, - даже грандиозное "Явление Христа народу" Александра Иванова. Сегодня новосибирцы могут увидеть его этюд "Голова Иоанна Крестителя", пейзажи Ивана Шишкина, Саврасова и Левитана, портреты Репина и Крамского, авторское повторение картины Сурикова "Покорение Сибири Ермаком", "Снегурочку" Васнецова, "Гвоздики и фиалки..." Константина Коровина... Всего 32 картины плюс две скульптуры Марка Антокольского и Анны Голубкиной.
В 1941-м эшелон с национальным достоянием из Москвы в Сибирь шел месяц. Всего в Новосибирск тогда перевезли 16 277 художественных произведений, включая "Троицу" Рублева, "Не ждали" Репина, "Аленушку" Васнецова, "Московский дворик" Поленова, работы Врубеля, Серова и многие другие. В Новосибирске был создан филиал Третьяковской галереи, который возглавлял Александр Замошкин. Степан Чураков, отец реставратора Елены Чураковой, был в числе тех, кто занимался консервационными работами и наблюдением за сохранностью шедевров в Новосибирске. В декабре 1942 года его командировали в казахстанский Кустанай, куда были доставлены фрагменты панорамы Франца Рубо "Оборона Севастополя". "Во время бомбардировки и артобстрела Севастополя в здание панорамы попали бомбы. Отец рассказывал, что моряки-черноморцы бросились в огонь, спасая живописное полотно, кортиками резали его на куски, заворачивали в бушлаты. Так были спасены отдельные части картины, которые из Кустаная были перевезены в Новосибирск. И здесь художники-реставраторы филиала Третьяковской галереи проводили первый осмотр, промывку, выравнивание холста, - рассказывала Чуракова. - Я первый раз приехала в Новосибирск, и, конечно, не могла не побывать в помещении театра оперы и балета, где работал отец. Это очень значимо для меня".