Вологодская область находится на семнадцатом месте по протяженности дорог в России и на первом - на Северо-Западе. Федеральные трассы из 28,8 тысячи километров составляют чуть более одной тысячи, региональные - 11 тысяч километров, муниципальные - почти 17.
- За пять прошедших лет на ремонт и реконструкцию дорог освоили более 40 миллиардов рублей. В дальнейшем их передали в федеральную собственность. Благодаря этому протяженность региональных дорог, отвечающих нормативным требованиям, увеличилась с трех до 19,9 процента, - сообщил Александр Гордеев, председатель комитета Законодательного собрания Вологодчины на совещании в Бабаево. - Наряду с хорошей динамикой содержания и ремонта региональных и федеральных дорог, муниципальным чиновникам, отвечающим за строительство дорог, кроме как в крупных городах, похвастать нечем. Из анализа обращения граждан можно сделать вывод, что проблемы ремонта и содержания местных трасс стоят во многих муниципалитетах на первом месте.
С этим доводом согласились и главы поселковых администраций, которые добавили, что сегодня не только развивать, но и сохранять дороги в нормативном состоянии очень трудно. Николай Пузенков, временно исполняющий обязанности руководителя администрации Бабаевского района, отметил, что 84 процента местных дорог не соответствуют нормативам. Денег еле-еле хватает на содержание.
- У нас другая проблема. Каждую весну возникают конфликтные ситуации из-за введения ограничений на дорогах. Мы считаем, что нужно официально утверждать эти даты за десять дней, - подчеркнула глава администрации Санинское Любовь Набиева. - Территория района велика, погодные условия на севере и юге разные. И весна приходит в разное время. Этим пользуются предприниматели, которые вывозят лес, разбивая муниципальные трассы. В погоне за прибылью они наносят непоправимый ущерб инфраструктуре района.
Что же касается ремонта, то в 2017 году в том же Бабаевском районе удалось привести в порядок три дороги и практически полностью перейти на использование светодиодных светильников уличного освещения.
Районные чиновники надеются, что в итоге законопроект, который разработало правительство России, примут. И тогда с 1 января 2019 года муниципальные дорожные фонды получат дополнительные средства из сумм штрафов за нарушение правил дорожного движения, которые оплачивают водители на территории Вологодской области.
Готовится к этому и региональное правительство. Уже составляются рекомендации для муниципалитетов по определению приоритетности финансирования ремонтов и реконструкции дорог. Все трассы и путепроводы разделили на три группы. Первая и самая главная - аварийные мосты. Вторая - автомобильные трассы, которые соединяют Вологду с районными центрами, и третья - дороги из муниципалитетов в центры сельских поселений. Также учитывается значимость для доступа к социальным учреждениям. При формировании итогового документа обещают учесть и предложения муниципальных властей.
Жители деревни Малые Липицы Новгородской области обратились в прокуратуру Солецкого района. Они пожаловались на отсутствие дороги. Им приходится добираться до населенного пункта по землям сельхозназначения. Люди неоднократно жаловались в администрацию Солецкого района. Но тщетно.
Прокуратура направила в суд исковое заявление с требованием обязать чиновников обеспечить транспортное сообщение между населенными пунктами. Требования прокурора удовлетворены в полном объеме и должны быть исполнены в срок до 1 ноября 2018 года.
Кстати, о плохом состоянии дорог Новгородской области говорили и на заседании федерального правительства. После критики губернатор Новгородской области заявил, что регион поставил задачу в нынешнем году снизить долю не отвечающих нормативам автомобильных дорог с 75 до 58 процентов и отремонтировать 900 километров дорог. По расчетам властей, ежегодно в регионе за счет ремонта будут сокращать протяженность ненормативных дорог на 10 процентов. Общая же протяженность трасс в Новгородской области составляет около 15 тысяч километров.