Социальную драму "Скоро все кончится", которую с 9 апреля показывает онлайн кинофестиваль "Дубль дв@", написал и поставил Алексей Рыбин, в прошлом гитарист легендарной группы "Кино": он пел вместе с Виктором Цоем (в интернете много записей замечательного дуэта), в дальнейшем писал романы и сценарии, связал свою судьбу с радио, но героем своего первого большого фильма выбрал рабочего. "В кино почти никто про реальную жизнь не говорит, - объясняет он свой выбор. - Хотя специально погружаться в нее нет необходимости - достаточно часто ездить в метро".
Он снял историю о том не всегда обратимом процессе, который происходит со всеми нами под влиянием современных медиа. Мы и не заметили, как эти медиа присвоили себе право не только нас информировать (для чего они и создавались), но и дезинформировать, и формировать за нас картину мира, и за нас думать. И люди, поддавшись гипнозу светящихся экранов, охотно освобождаются от этой тягостной повинности - самостоятельно логически мыслить, соразмерять следствия с причинами, самим делать выводы и принимать решения.
О чем мы утром говорим с коллегами? Чаще всего о том, что вечером нам вещали из телевизора. Повторяем телевизионные формулы как истину в последней инстанции. И не замечаем, как оказываемся в параллельной реальности, которая по своему разумению легко манипулирует нашим сознанием. Это фильм, который на судьбе обычного, ничем особенным не примечательного человека демонстрирует мощь этой гигантской индустрии. Но при этом и ее эфемерность: как только что-то выведет человека из гипнотического состояния, он вдруг разует глаза, взглянет вокруг себя и, как писано у Радищева, "душа его страданиями человеческими уязвлена станет".
Таким толчком к пробуждению станет для героя встреча с девушкой из "веселого дома" - Дианой, которую он наймет с целями, не совсем ясными ему самому. Она явно не нужна ему для телесных утех - возможно, просто человека тяготит застарелое одиночество, неухоженность холостяцкой берлоги, неосознанная тоска по вниманию и заботе. В отношениях этих двоих сплошные загадки - не только для зрителей фильма, но и для самих героев, которые не могут самим себе объяснить смысл происходящего. К тому же у Дианы есть своя тайна, которая, как и положено в кино, раскроется лишь в финале фильма. Тайна, разгадка которой обожжет не только героя, но и нас у экранов - суровой правдой, о которой мы стараемся не думать.
Особенности режиссерского почерка дебютанта - как бы бесстрастная, почти документальная фиксация монотонной жизни человека с потухшими глазами и раз навсегда установленным распорядком: постоять у станка - покалякать с мастером - посмотреть телевизор - утолить духовную потребность с проституткой. И в том, как под влиянием новой знакомой он постепенно прозревает, открывая для себя иную, подспудную сторону жизни, категорически не совпадающую с телевизионной картинкой, - главный смысл картины.
Как всегда случается с "серьезным кино", у фильма трудная судьба на экранах, но само его появление - еще один знак обращения нового кино к проблемам современной реальности.
Сейчас Алексей Рыбин готовится к съемкам фильма о своем друге Викторе Цое. Он знает его как никто другой, ему и карты в руки. Для съемок давно все готово. Кроме, как обычно, надежного финансирования.