Она станет частью выставки о российско-польских отношениях в новой истории, которая вскоре откроется в Катыни под Смоленском. Об этом на "круглом столе" "Восстание в Собиборе - апогей европейского сопротивления фашизму" рассказал исполнительный директор РВИО Владислав Кононов, напомнив, что в этом году исполняется 75 лет вошедшему в героическую историю многих стран побегу заключенных во главе с советским офицером Александром Печерским.
В Польше меньше чем через две недели, 23 апреля, состоится мировая премьера нового фильма "Собибор" с Константином Хабенским в главной роли. Место первого официального показа выбрано более чем удачно, поскольку именно там перекрещиваются очень жесткие сюжеты истории Второй мировой войны. "Это символическое место, - например, заявил журналистам исполнительный директор Фонда "История Отечества" Константин Могилевский. - На территории Польши многие спасшиеся во время побега были выданы местными крестьянами фашистам и погибли. Из 400 спасшихся из лагеря до конца войны дожили только 50". Сложными отношениями польских властей к восстанию, организованному советским офицером в Собиборе, российские эксперты объясняют и тот факт, что наша страна не участвует в создании Музея Собибора в Польше. "Поэтому решили, что о подвиге Печерского расскажем в Катыни, - объяснил Кононов. - Как и о других концентрационных лагерях на территории Польши, о 600 тысячах советских солдат, погибших во время освобождения этой страны".
Впрочем, честно российские историки готовы говорить не только о чужих "грехах".
- Для тех, кто оказался в концлагере, вставал гамлетовский вопрос "Быть или не быть?", а если быть, то кем, - поднял тему колаборационизма директор Института российской истории РАН Юрий Петров. - Целые регионы сотрудничали с фашистами, например, французский Виши. Тяжелый факт, но он был: большинство охранников в Собиборе - наши соотечественники. Не все заключенные выбрали путь восстания, часть осталась, переживая "стокгольмский синдром" и пытаясь понравиться фашистам. Их уничтожили, как и тех, кого поймали. Но были и те, кто, исхудавший и обессиленный, пошел за Александром Печерским. Это была пощечина эсэсовцам. Недаром после восстания и побега, по распоряжению Гимлера, лагерь сровняли с землей.
Александр Аронович Печерский после войны жил еще очень долго. Он умер в 1990 году, всю жизнь посвятив увековечиванию памяти сожженных в лагерях смерти товарищей. И тому, чем его восстание отличалось от всех других: он не просто хотел убежать, тот круг советских военнопленных в Собиборе, который сконцентрировался вокруг Печерского, был настроен на месть, на уничтожение лагеря и его сотрудников. Печерский искал своих охранников и после войны. Писал бывшим заключенным и журналистам во многих странах, и благодаря его усилиям эта история не забылась.