10.04.2018 11:42
Экономика

Таксисты-нелегалы Заполярья превратились в туроператоров

В Заполярье таксисты все чаще подрабатывают туроператорами
Текст:  Алексей Михайлов
Российская газета - Экономика Северо-Запада: №75 (7538)
Растущий турпоток в Мурманской области прочно "оседлали" таксисты-нелегалы. Их автомобили постоянно дежурят возле аэропорта. Встречая туристов, они на ходу разрабатывают для них "культурную программу". Кто-то везет пассажиров в сторону села Териберка "ловить" северное сияние, кто-то - в ближайшую саамскую усадьбу смотреть оленей.
Читать на сайте RG.RU

- Цены они сбивают в два-три раза, - отмечает Вадим Иванов, генеральный директор одной из туристических фирм Мурманска. - Например, поездка с нелегальным таксистом на "охоту" за северным сиянием обходится в 2-3 тысячи рублей, а организованный тур - примерно в 5 тысяч. При этом может получиться так, что туристы увидят не настоящее, яркое северное сияние, а вялые, еле видные на небе зеленоватые полосы. Конечно, турфирмы тоже не могут гарантировать красочного зрелища, но там процесс организован по-другому: специалист следит, появилось сияние на небе или нет. Если появилось, туристы выезжают его смотреть. Если не появилось, любуются какими-нибудь другими достопримечательностями.

Таксисты стали отказываться везти пассажиров, если им не нравится маршрут

При этом работу нелегалов-перевозчиков никто не контролирует. Несомненный плюс таких самодеятельных экскурсий - дешевизна, с другой стороны, эта дешевизна достигается путем экономии на всем, в том числе на уровне сервиса и безопасности. К чему может привести такая экономия, наглядно показал случай в городе Апатиты, где утром 23 февраля 2017 года пьяный водитель такси с четырьмя пассажирками на борту устроил гонку с сотрудниками ГИБДД.

По словам министра транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области Дмитрия Соснина, региональные власти имеют слишком мало рычагов влияния на работу такси- она находится в компетенции силовиков.

- Мы уполномочены выдавать лицензии на деятельность такси. Другие возможности контроля за этим рынком у нас ограничены, - подчеркнул министр. - Надо понимать, что в рамках проверочных мероприятий необходимо, допустим, останавливать автомобилистов и проверять у них документы. Это могут сделать только сотрудники ГИБДД. Тем не менее жалобы пассажиров на нелегальных таксистов единичны. Каких-то серьезных подвижек на рынке нелегального такси мы не замечали.

Сколько в регионе таксистов-нелегалов, не знает сегодня никто. По мнению одного из депутатов Мурманской областной думы, в Заполярье их большинство. Такое же мнение высказывают и представители бизнес-сообщества.

- Однозначно на этот вопрос ответить нельзя, - полагает Радик Сафин, председатель Мурманского отделения общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России". - Те таксисты, которые стоят в аэропорту,

В Екатеринбурге появилась услуга каршеринга

- да, большинство из них нелегалы. Но агрегаторы типа Uber или "Яндекс.Такси" - они легальны или нет? Вроде бы, да. Но в это же время они не гарантируют качества услуг такси. Никто их не контролирует. В свою очередь, и они не контролируют людей, которые выезжают работать на линию. Если таксист отправится на линию пьяный или больной, они никак не смогут этому воспрепятствовать. А ведь данными сервисами у нас пользуются практически все.

Возможно, стоит взять на вооружение зарубежный и московский опыт, уверены туроператоры. Например, в Риме нелегальный таксист просто не сможет попасть в центр города: к нему сразу же подойдет полицейский и поинтересуется, имеет ли он лицензию.

А в столице сформирован "Московский стандарт таксомоторных перевозок", который включает в себя использование машин желтого цвета, с желтыми номерными знаками. Это означает, что проблема таксистов-нелегалов вполне решаема.

Мнение

Евгений Ицаков, доцент кафедры менеджмента и предпринимательства факультета экономических и социальных наук (ФЭСН) РАНХиГС:

- Большинство таксистов сейчас работают с помощью агрегаторов. С их появлением "левый" бизнес был почти уничтожен. Например, в Москве в 2011 году было около 5 тысяч такси, а сейчас - 55 тысяч. Я считаю, что региональным властям вполне под силу стимулировать создание аналогичных местных агрегаторов. На мой взгляд, крупные компании, которые оказывают услуги такси в Мурманске, могут создавать свои мобильные приложения и бороться за эту нишу. Необходимо создать условия для развития бизнеса в этом направлении.

Малый бизнес Общественный транспорт Мурманская область Северо-Запад