12.04.2018 00:20
Общество

Кто живет в социальных домах в столице

Социальные дома: кто в них живет в столице и на каких условиях?
Текст:  Ангелина Зеленькова
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №78 (7541)
Обычная девятиэтажка. С двухэтажной пристройкой, где разместились столовая, магазин, прачечная и парикмахерская. Вокруг прилегающей территории - забор, обвитый виноградником. Лавочки, беседка... Так выглядит социальный дом, куда переезжают москвичи, когда с возрастом им становятся не под силу домашние заботы. Как им тут живется? Чтобы узнать об этом, корреспонденты "РГ" отправились в Марьино.
Читать на сайте RG.RU

Кто в домике живет

Переезжают в социальный дом в основном одинокие пенсионеры. Сходить в магазин, аптеку проблем для них нет, сколько бы лет ни было - за всеми закреплены социальные работники. Но прожить на одну пенсию, даже при том, что минимальная в Москве 17 тысяч рублей, без поддержки непросто. На одни лекарства сколько денег уходит, да еще коммуналка. Поменять квартиру на меньшую с доплатой? Страшно. Будет ли старость спокойной и с деньгами?

Российских пенсионеров научат основам самозанятости

...Галина Михайловна Кожевникова, педагог-историк, отличник народного образования, переехала в Марьино пять лет назад, когда ей исполнилось 85.

- Так уж случилось, что я осталась одна. А вокруг то и дело слышишь, сколько жулья вьется около стариков. Решив изменить образ жизни, сначала объехала дома престарелых. И поняла, что лучший вариант для меня - социальный дом. В нем понравилось все - хороший ремонт, внимательный персонал, хорошее обслуживание.

Передала в городской фонд свою однокомнатную квартиру в Царицыне и такую же сорокаметровку получила взамен в Марьино. Не жалеет, говорит, здесь спокойно и к тому же появилось много новых знакомых и интересных занятий.

Заняться в социальном доме и впрямь есть чем. Идем с директором Комплекса социальных жилых домов Натальей Ахрамеевой по второму этажу и попадаем в зимний сад, который одновременно служит  актовым залом: "Репетиция идет к конкурсу бардовской песни, у нас свой хор "Благовест". Участницы хора - в пестрых народных платьях, с прическами. Когда песни смолкли, в гости к себе зазвала 86-летняя Валерия Федоровна Коновалова. Вместе рассматриваем фотографии с концертов, на которых она уже выступала, целую стопку грамот и благодарностей. "У нас с мужем была однокомнатная квартира на юго-западе на улице Нагорной, - вспоминает пенсионерка. - Но муж стал часто болеть, да и ворчлив был, сделает молодым замечание на улице, а они на следующий день нам почтовый ящик поджигают. А уж сколько странных личностей в двери звонило, все спрашивали, не сдаем ли мы квартиру".

Пожилые высоко оценили социальные дома с охраной, круглосуточными диспетчерскимии медпунктами

Родных у  Валерии Федоровны нет, а у покойного мужа - сноха и внучка, у них свои квартиры. Присматривать за стариками некогда - работают с утра до вечера: "Но в гости приезжают, и когда в больнице лежу, тоже навещают".

Многие обитатели дома переехали сюда, как и она, в конце 90-х. Черные риелторы, обманом норовившие забрать у стариков последнее - квартиру в Москве, поджидали в ту пору, можно сказать, на каждом углу. Тогда столичное правительство и решило разработать программу оказания дополнительной социальной поддержки одиноким пожилым гражданам и защиты их имущественных прав. Социальные дома стали частью этой программы. Передав городу свою квартиру, здесь можно комфортно жить, не опасаясь остаться на улице и без средств к существованию.

Старость в радость

Договор о передаче недвижимости заключается с ГУП "Моссоцгарантия", там пенсионерам предлагают в доме несколько квартир на выбор, но по площади не меньше, чем у них была. Предупреждают, что после переезда их прежнее жилье уйдет с городского аукциона. Впрочем, если кто-то захочет жить снова самостоятельно, подыщут равноценную квартиру. Вместе с отремонтированной квартирой пенсионер получает ежемесячную денежную компенсацию от города, полностью освобождается от коммунальных платежей и имеет право на бесплатные и льготные услуги. На его пенсию никто не посягает.

Пройти медико-социальную экспертизу станет проще

78-летняя Людмила Павловна Тимшина рассказывает: "Мы с мужем, не задумываясь, сдали свою однушку на Братиславской. Новая квартира досталась даже лучше - чистая и  кухня целых 9,6 "квадрата", а была 7". Впрочем, кашеварят жильцы по настроению, чаще ходят в столовую на первом этаже: готовят там вкусно, к тому же всем положена 80-процентная скидка. В итоге обед - не дороже 60 рублей.

Плюс - пожизненный уход. Каждый переехавший сюда сразу заполняет индивидуальную программу соцобслуживания. Сам решает, когда и в каком объеме ему нужна уборка, какие продукты, лекарства покупать, делать уколы и т.д. Средний возраст жильцов - 78 лет. Но есть и старше. Одной из первых в Марьино заехала Мария Николаевна Шихлевич, которой сейчас 94 года. Это не мешает ей быть завсегдатаем в местной библиотеке, в домашнем шкафу с книгами есть и ее стихи. Соседям пообещала накрыть большой банкет для всего дома в честь своего 100-летия.

Москвичи высоко оценили эти современные многоэтажки с охраной, круглосуточными диспетчерскими и медицинскими пунктами. Сейчас их в Москве 4, помимо Марьино 3 - в Митино. Квартиры разные - малогабаритные однушки по 27 кв. м, однушки побольше - 34 кв. м и двушки - от 48 до 52 кв. м.

- В 90-е годы строительство таких домов планировалось в каждом районе, - рассказал Павел Келлер, замруководителя департамента труда и социальной защиты населения Москвы. - Со временем выяснилось, что четырех домов для города вполне достаточно. Но сама форма работы с ветеранами за минувшие 20 лет убедительно доказала свою эффективность и востребованность.

Кстати

Имущественные права пожилых людей в Москве можно защитить, и заключив с городом договор пожизненного содержания с иждивением. Это одна из разновидностей договора пожизненной ренты, согласно которому пенсионер продолжает жить в своей квартире, но имеет гарантированную материальную поддержку и уход. К тому же те, кто заключает этот договор, получают ежемесячные выплаты в размере двух прожиточных минимумов, или больше 30 тысяч рублей. Сегодня в Москве заключено более 1300 таких договоров.

Соцзащита