12.04.2018 20:10
Общество

Почему инженеры горного дела начинают работать, будучи студентами

Почему инженеры горного дела начинают работать, будучи студентами
Текст:  Евгения Мамонова
Российская газета - Спецвыпуск: Горная промышленность №79 (7542)
Внедрение современных технологий в отечественной промышленности идет семимильными шагами. Сегодня многие технологические процессы автоматизированы. Однако это не означает, что в ближайшее время участие человека будет сведено к минимуму.
Читать на сайте RG.RU

Практика показывает, что потребность в высококвалифицированных инженерах только растет. О том, существует ли дефицит инженеров в горной отрасли, а также насколько изменилась система их подготовки, "РГ" рассказал директор Горного института НИТУ "МИСиС" Александр Мясков.

С чем сегодня связан дефицит хороших специалистов?

Александр Мясков: Подготовка кадров для отрасли в большинстве вузов ведется на достаточно высоком уровне, с использованием новейших программных продуктов и образовательных технологий, однако для реального производства нужны люди с опытом. И вчерашнему выпускнику нужно пройти все ступеньки производственного цикла: от рабочего до инженера, чтобы уметь справляться с обязанностями, которые будут на него возложены. Поэтому, когда компании говорят о нехватке квалифицированных специалистов, они имеют в виду прежде всего именно этот момент. С другой стороны, вчерашнему студенту действительно не хватает специфических знаний для работы на конкретном предприятии и на конкретной должности, ему необходимо обрасти "мясом" практической работы, чтобы считаться хорошим специалистом.

Достаточно ли специалистов выпускают сегодня горные вузы?

Александр Мясков: По горным специальностям ежегодно в России выпускается около пяти тысяч человек. Этого достаточно, чтобы закрыть потребности отрасли в специалистах. В то же время, за последние 15-20 лет из-за повышения эффективности производства, производительности труда, внедрения новых технологий количество работников существенно уменьшилось. Например, в угольной промышленности - почти в шесть раз. И вузы, соответственно, стали готовить меньше специалистов. Поэтому, сравнивая сегодняшнюю статистику с цифрами двадцатилетней давности, неправильно говорить о дефиците специалистов. Отрасль трансформируется, и доля участия человека на многих этапах работы снижается.

Понимают ли на предприятиях, что необходимо еще на стадии обучения брать молодых людей на производственную практику?

Победители инженерной олимпиады получат 100 баллов на ЕГЭ

Александр Мясков: Предприятия с радостью идут на то, чтобы студенты проходили у них практику. Есть компании, которые во время практики оформляют студентов как работников и выплачивают им зарплату. Со многими крупными компаниями у нас подписаны долгосрочные соглашения, касающиеся производственной практики для студентов. Например, сейчас у нас все старшие курсы не имеют проблем с выездом на практику. Некоторые студенты из года в год ездят на одно и то же предприятие. Вообще у нынешних студентов есть понимание, что полученные знания нужны для того, чтобы стать хорошим специалистом с хорошей должностью и зарплатой, от качества полученных знаний и навыков зависит их карьера в будущем.

Действует ли сейчас на предприятиях система наставничества? Ведь студентов на практике кто-то должен обучать.

Александр Мясков: Как правило, в крупных компаниях есть целые подразделения и специальные программы наставничества. И все было бы хорошо, но есть один нюанс. Молодой человек приходит на практику не в головной офис компании, где придумали эту программу и знают, как правильно ее реализовать, а на конкретное предприятие. И, к сожалению, не во всех коллективах понимают важность программы наставничества, не всегда положительно относятся к практикантам, к задаче их обучения и передачи знаний. Хотя по логике работодателю гораздо выгоднее потратить время и деньги на практиканта, чем взять на работу и полноценную зарплату выпускника, у которого нет необходимых навыков, и доучивать его еще пару лет.

У нынешних студентов есть понимание, что от качества полученных знаний и навыков зависит их карьера

Однако здесь тоже есть нюанс. Вкладывая деньги в обучение практиканта, компания не имеет никаких гарантий того, что он вернется сюда после защиты диплома. Поэтому, обучая столичного практиканта, скажем, где-то за Уралом, сами наставники не очень верят в те усилия, которые предпринимают.

Вы сказали, что за последние 15-20 лет предприятия стали более технологичными. А какие изменения произошли с образовательными программами за это время?

Как в технопарках детей учат управлять луноходом и собирать "умный" дом

Александр Мясков: Знания и навыки, которые студенты получают в вузах, также изменяются с учетом современных реалий. Сейчас все потихоньку уходит в цифру: геология, геодезия, геомеханика процессов - все это обеспечено серьезными информационными системами. Поэтому у нас в вузе существует обязательное требование: часть дипломной работы должна быть выполнена с применением самых последних компьютерных программ, которые используются на профильных предприятиях. Мы готовим инженеров, которые займут руководящие должности и в чьи обязанности как раз и будет входить проектирование, разработка передовых решений и т.д. Кроме того, сейчас появилась возможность создавать собственные образовательные программы. В их разработке участвуют не только профессора, но и сотрудники компаний, практикующие специалисты.

Кроме того, мы постоянно проводим рабочие сессии, обсуждения наших образовательных программ и стандартов с профильными предприятиями. А также развиваем систему дополнительного профобразования именно для компаний. В частности, у нас есть короткие курсы, которые реализуются под конкретную задачу, которая интересна компании именно сейчас. И это тоже показатель связи и работы со многими бизнес-партнерами.

Образование