Такой вывод следует из доклада "Двенадцать решений для нового образования", который подготовлен Центром стратегических разработок и Высшей школой экономики.
Опираясь на теорию человеческого капитала, авторы доклада утверждают, что инвестиции в образование как отдельной личности, так и всей страны (в условиях неопределенного будущего и постоянных глобальных вызовов) - есть наиболее оптимальное решение для устойчивого роста качества жизни россиян и социального выравнивания. Инерционный, промежуточный и оптимальный сценарии описывают разные варианты этого процесса, исходя из экономико-социальных реалий и конкретного бюджетного финансирования.
В качестве исходной, сравнительной базы приведены данные о том, сколько (в процентах от ВВП) тратят на образование разные страны: США - 5,3, Нидерланды - 5,3, Великобритания - 5,6, Франция - 5,7, Бельгия - 6,0, Россия - только 3,8 процента. Речь, по мнению авторов доклада, идет не только о "вливании денег" или повышении квалификации кадров.
Программа реформ на уровне вузов должна предусматривать формирование, в буквальном смысле выращивание новых научных школ, внедрение культуры инноваций и предприимчивости. А обществу следует задуматься не только о новых компетенциях для рынка труда, но и о социальной вовлеченности, деятельном патриотизме, установке на общее благо. В качестве прорывных инструментов предполагается использовать цифровую трансформацию образования и широкое применение частно-государственного партнерства.
Доклад дает представление о важнейших проблемах и узких местах современного образования и включает следующие проекты: поддержка раннего развития; школа цифрового века; современная материальная инфраструктура образования; равные образовательные возможности и успех каждого; новое технологическое образование в школе и СПО; развитие и поддержка талантов; запуск системы непрерывного образования; вузы как центры инноваций в регионах и областях; фундаментальные и поисковые исследования в высшей школе, глобальные университеты, РАН; повышение глобальной конкурентоспособности за счет экспорта профессионального образования; современное содержание школьного образования: грамотность, воспитание и универсальные навыки для всех; кадры для развития образования.