22.04.2018 21:38
Общество

Петербургский Политех готов к широкой автономии

Петербургский Политех готов к широкой автономии
Текст:  Андрей Рудской (ректор Санкт-Петербургского политехнического университета, академик РАН)
Российская газета - Спецвыпуск: Наука и технологии №86 (7549)
В средствах массовой информации активно обсуждается доклад Центра стратегических разработок и Высшей школы экономики "Двенадцать решений для нового образования".
Читать на сайте RG.RU

Замечу, что СПбПУ, являясь одним из ведущих национальных иследовательских университетов России, уже осуществляет ряд представленных проектных задач. Политех участвует в Программе повышения конкурентоспособности "5-100", успешно борется за места в международных рейтингах, особенно предметных, активно представлен на цифровой образовательной нацплатформе "Открытое образование", в движении WorldSkills, сотрудничает с большим количеством зарубежных стран, имеет представительства в Шанхае и Мадриде.

В СПбПУ запущен Центр НТИ "Новые производственные технологии". Кроме того, университет возглавляет Координационный совет "Инженерное дело, технологии и технические науки", в который входят как преподаватели, так и представители промышленности.

Павел Зенькович: Интеллектуальной собственности нужна общая цифровая платформа

Поэтому полностью согласен с положением о том, что "ведущие научные учреждения и ведущие университеты, завоевавшие высокую репутацию, должны иметь возможность самостоятельно определять направления и конкретные проекты своих исследований". Почему самостоятельность так важна, и особенно сейчас? Если доверять прогнозам, в ближайшие 20 лет исчезнет до половины нынешних рабочих мест. Встаёт закономерный вопрос: а чему в таком случае мы можем научить сегодня и должны учить завтра? Отвечая, следует признать, что ситуация с качеством инженерного образования очень неоднородна и зависит в том числе от уровня подготовки абитуриентов, их стремления к мобильности и социальной активности.

Детские технопарки, центры типа "Сириус", гимназии "Кванториум", цифровые школы - путь к выявлению талантов и их продвижению. Социальная вовлеченность должна закладываться в школе, поскольку именно там идёт формирование лидерских качеств. Но распространенные практики принуждения и имитации социальной деятельности часто снижают инициативу школьников. Поэтому так актуальны разработанные в Мин­обрнауки федеральные государственные образовательные стандарты, направленные на кардинальное улучшение качества образования в начальных и средних учебных заведениях.

Ученые Беларуси и России - о сути современного образования

Разумеется, они должны пройти апробацию в профессиональной среде. Но уже очевидно, что новая цифровая реальность обесценивает значительную часть школьных регламентов и саму методическую основу школы. Искусственный интеллект и почти безграничный массив облачных образовательных ресурсов порождают когнитивный вызов - требование постоянного поиска и выбора релевантного и интересного контента, высоких скоростей его обработки. Необходимо внедрение цифровых технологий управления учебной деятельностью (LMS-технологии).

С получением диплома процесс образования не заканчивается. Теперь уже не удивляет наличие двух-трёх образований и списка сертификатов о прохождении курсов, в том числе переквалификации. Дополнительные образовательные услуги превращаются в особую сферу экономики. Непрерывность образования, самообучение и повышение квалификации, онлайн-обучение - вот новый тренд. Но на это нужно дополнительное финансирование, в том числе для закупок современного оборудования.

Можно только согласиться с высказыванием философа и футуролога Элвина Тоффлера, что в ХХI веке безграмотным будет тот, кто не умеет учиться, разучиваться и переучиваться.

Образование