22.04.2018 21:32
Digital

Технологии дали людям шанс подняться в небо без топлива

Текст:  Александр Емельяненков
Российская газета - Спецвыпуск: Наука и технологии №86 (7549)
Cтратосферную планку в 20 - 25 километров и выше уже давно покорили пилотируемые самолеты (в основном военные) с мощными турбореактивными двигателями и специально оборудованной (герметичной) кабиной пилота, а также возвращаемые летательные аппараты с ракетными двигателями.
Читать на сайте RG.RU

Советский летчик Александр Федотов на истребителе-перехватчике МиГ-25 еще в 1977 году установил абсолютный рекорд высоты, подняв боевой самолет на 37 650 метров, хотя "рабочим потолком" для уникальной по тем временам машины считалось 24 200 метров.

В октябре 2004-го американский пилот Брайан Бинни в кабине суборбитального аппарата SpaceShipOne с ракетным двигателем смог достичь высоты 112 километров и благополучно вернулся на землю. Однако этот рекорд установлен с использованием гибридной схемы: от взлетной полосы и до 14 км над уровнем моря SpaceShipOne поднимался при помощи специального самолета WhiteKnight ("Белый Рыцарь"). После чего происходила отстыковка, и SpaceShipOne включал собственный ракетный двигатель.

Новые дорогостоящие материалы, специально созданные для подобных аппаратов, и их запредельная энергоемкость не позволяют вписать такие достижения в современный тренд научно-технологического развития, где едва ли не главными критериями становятся экономическая эффективность и экологическая приемлемость.

В подтверждение этих слов приведем три события, известных не столь широко, но для нашей темы знаковых.

dcnfdrf - ссылка на Над Эверестом - остановка (4 полоса)

В 2006 году американцы Стив Фоссетт и Эйнар Эневольдсон смогли покорить высоту 15 445 метров на безмоторном планере Glaser-Dirks DG-500. То есть вообще не использовали топливо в автономном полете.

А еще за пять лет до того, 14 апреля 2001-го, сразу на 29 524 метра смог подняться винтовой аппарат Helios HP01 с питанием от солнечных батарей. Особенность этой созданной в NASA машины в том, что она беспилотная. Создателям не пришлось ломать голову над тем, как создать на борту условия, пригодные для человека.

Первый в мире пилотируемый аппарат на солнечной тяге Solar Impulse заявил о себе в 2014 году в Швейцарии. Поднятый в воздух бывшим пилотом ВВС Андре Боршбергом, винтовой самолет провел в небе 26 часов, а энергия Солнца, питающая его 4 двигателя, позволила достичь высоты 8,5 километра. Через год с небольшим на испытания вывели Solar Impulse 2. И в 2015 - 2016 годах Андре Боршберг и Бертран Пикар, сменяя друг друга в пилотской кабине, благополучно обогнули на этом "солнцелете" земной шар - 17 взлетов и посадок, 42 тысячи километров, включая рекордный трансокеанский перелет Нагоя (Япония) - Гавайи (США) продолжительностью 117 часов 52 минуты.

Пример Solar Impulse стал заразительным. Новая интернациональная команда, объединенная проектом SolarStratos, только на солнечной энергии, без капли другого горючего, готовится покорить высоту в 25 тысяч метров в одномоторном самолете.

Технологии Авиатранспорт