Олерский также объяснил, почему никто, кроме России, не сможет обеспечить работу Северного морского пути.
Виктор Александрович, возникнут ли у речников трудности в эту навигацию?
Виктор Олерский: Каждую навигацию нам природа преподносит новые сюрпризы. Но у нас такая огромная страна с такими разнородными природными условиями, что я не помню, чтобы был год, когда везде все было хорошо.
Более или менее благоприятная обстановка на Нижнем Дону. Наполненность Цимлянского водохранилища на достойном уровне.
В верховье Волги есть признаки возможных в дальнейшем осложнений с водностью, которые могут повлиять на интенсивность навигации в этом бассейне. Зимой на Рыбинском водохранилище были сбросы, а в последнюю неделю начали ощущаться проблемы с притоком воды. Там могут быть очереди судов на проход, вынужденное понижение безопасной осадки.
На Единой глубоководной системе остаются две потенциально рискованные (по гарантированным глубинам судового хода) точки - в районе станицы Багаевской на Нижнем Дону и в районе Городца на средней Волге.
Фоторепортаж: "Деловой завтрак" с Виктором ОлерскимСущественно не меняется ситуация в Байкало-Ангарском бассейне, прежде всего на Ангаре. В прошлом году пароходы до последнего момента ползали, что называется, на брюхе.
"В среднем по больнице" ситуация с уровнем воды в реках России сейчас на четыре с минусом. На всю навигацию долгосрочной прогноз сделать невозможно. Каждый год сценарий разный. Многое зависит от того, будут ли дожди, насколько жарким окажется лето в тех или иных районах. Но наши речники научились адаптироваться к любым вводным, надеюсь, справимся с ними и в эту навигацию.
На этой неделе заложен камень, символизирующий начало строительства Багаевского гидроузла. Были противники этого проекта?
Виктор Олерский: Я не видел ни одного большого проекта, который бы нравился всем. Но если бы проект представлял существенную экологическую угрозу, подтапливались значительные районы вокруг, старт ему не дали бы.
Например, в нынешнее весеннее половодье Дон в районе Багаевской поднялся до отметки на 50 сантиметров выше, чем максимальный уровень воды, который будет, когда запустят низконапорную плотину в 2020 году.
Что-то случилось этой весной?
Виктор Олерский: Ничего. Никакой катастрофы не произошло. Проект Багаевского гидроузла нужен не только транспортникам. Во-первых, произойдет оздоровление Цимлянского водохранилища. Уровень воды в нем повысится. А в 2014-2015 годах уровень воды на Цимле упал критически, на затопленных в 1950-е годы территориях открылись старые кладбища, практически оголились водозаборы. А ведь людей прежде всего волнует, есть ли вода в кране и какого она качества.
Во-вторых, проект предусматривает строительство рыбоходного канала, что в интересах рыбоводов. Повышение уровня воды - хорошо, в том числе для рыбы.
Безусловно, транспортники, судостроители тоже заинтересованы. Для них важно понимать, сколько они смогут перевезти не только в этом году, но и через пять лет просчитать бизнес-модель, обратиться в банк за кредитом, построить пароход. Когда есть гарантированная глубина, то есть и гарантированная загрузка, можно просчитать развитие бизнеса.
В США призывают Россию отдать Северный морской путь в общее пользование, сделать его международным коридором. Их аргумент: Северный морской путь слабо используется Россией. Как относитесь к такой инициативе?
Виктор Олерский: В мире сегодня многие живут ожиданиями скорейшего таяния льдов. Но этот год показал, что ледовая обстановка продолжает оставаться серьезной. Ледоколы и сейчас трудятся на Севморпути (СМП). Так что надежды на перспективу таяния льда, наверное, напрасны.
С учетом этого на Севморпути без нашего ледокольного флота никак не обойтись. А через ледокольный флот мы контролируем Северный морской путь. Безусловно, возможен проход и по высокоширотным трассам СМП (проходят от пролива Карские Ворота с юга или мыса Желания с севера от архипелага Новая Земля, севернее Новосибирских островов до Берингова пролива). Но, как правило, этот маршрут используют единицы, хотя и там иногда можно пройти и без ледокольного сопровождения. Однако регулярного судоходства там нет.
Предложение отдать под международное управление СМП не имеет смысла, так как технически это невозможно без нашей ледокольной проводки.
Но никто и не отменяет право мирного прохода по СМП, свободу судоходства, осуществимую, однако, в сопровождении российских ледоколов.
Напомню, что построить ледокол, который бы обеспечивал проводку по СМП, стоит больше миллиарда долларов. Насколько я знаю, американцы только добились впервые за последние сорок лет одобрения бюджета на строительство относительно небольшого ледокола.
При всем уважении к китайцам их ледокол "Полярный дракон" может работать в Арктике лишь в летнее время, в хорошую погоду, при благоприятной ледовой обстановке. Но больше никак.
Продолжение "Делового завтрака" с Виктором Олерским читайте в ближайших номерах "Российской газеты".