02.05.2018 22:26
Культура

Андрей Максимов: Зрители идут в Ленком за чудом. И получают его

Текст:  Андрей Максимов (писатель, телеведущий)
Российская газета - Федеральный выпуск: №93 (7556)
И вот, что я думаю... Вот, если бы какой-нибудь молодой режиссер поставил бы ровно такой же спектакль... Ровно такой же... То есть та же инсценировка, те же декорации, те же костюмы, те же артисты... И та же режиссура непременно...
Читать на сайте RG.RU

В общем, все то же самое - но молодой режиссер... Тогда бы что началось?

Начались бы тогда "ахи" и восторги! Ах, как играет шута Сергей Степанченко! Ах, как здорово показывает изменения своего героя Дмитрий Певцов! Ах, как тонко Александра Захарова раскрывает изменения женской души! Ах, какой органичный и смешной Иван Агапов! Ах, как здорово решено пространство замечательным художником Алексеем Кондратьевым! Неожиданный взгляд на Шекспира, смешение комического с трагическим... Сколько юмора и боли... Давно мы не видели такой мощной режиссуры, такого количество придумок, такой активной жизни персонажей...

Путин подписал указ о проведении Года театра

Все это - совершеннейшая правда, на мой взгляд. Но о ней бы радостно писали, если бы постановку осуществил молодой, желающий стать (или уже ставший) модным режиссер. Однако спектакль "Фальстаф и принц Уэльский" на сцене родного Ленкома поставлен Марком Захаровым. Захаров - режиссер не модный, а великий. Почувствуйте разницу. К тому же (по паспорту) немолодой. И вот уже в анонсах и в рецензиях на спектакль не забывают вспомнить возраст постановщика. Мол, дожил до преклонных лет, давай доказывай, что еще есть силы, что еще умеешь... В нашей стране возраст - это вина: если ты молод или если ты стар, изволь доказывать, что возраст тебе не помеха.

И вот уже "знатоки" смотрят на премьеру Захарова с некоторым прищуром: мол, как там мастер - может еще? Одна кинокритик пишет: Марк Захаров, который, в общем, все в своей жизни сделал... С ума, что ли, сошли, - думаю, если у художника есть силы и идеи, разве можно его останавливать? В одном еженедельнике поругивают спектакль, сообщая, что его режиссер Игорь Фокин. Да, Игорь Фокин - актер и режиссер Ленкома, многолетний помощник Марка Захарова, но спектакль поставил мэтр, об этом прямо в программке написано, кому не лень прочесть.

Шекспировский человек - он всякий. Разный. Чаще противоречивый

Марк Анатольевич Захаров - человек, переживший такое, не дай Бог кому. Он похоронил очень близких людей, в том числе ведущих актеров театра. Сам тяжело болел. Однако держит эту махину, Ленком, который остается одним из самых популярных театров.

И вот этот мастер ставит очень веселый и одновременно очень грустный спектакль. Яркий, зрелищный, с замечательными актерскими работами. Казалось бы, давайте порадуемся, восхитимся, воздадим дань! Куда там!

С легким прищуром глядя на сцену, критики Захарова выискивают недостатки. Они есть? Если уж Господь создал человека не до конца совершенным, то уж что о режиссере говорить? Но не в них суть.

На самом деле, Захаров всегда не просто ставит - разгадывает пьесы. То есть не просто выносит их на сцену, а ищет некую тайну. Тоже - и здесь. Шекспир все-таки.

Интересует ли Захарова проблема того, почему власть столь решающим образом, и чаще всего негативно, сказывается на человеке? Безусловно. Будет ли он ставить спектакль только ради того, чтобы на эту тему порассуждать? Нет, разумеется.

В Александринском театре назначен новый директор

Мне показалось, что Захарова волнует шекспировский тип человека. Шекспировский человек - это тот, в ком масса всего намешено. Шекспировский человек - это не тот, о ком можно сказать: он такой-то. Нет! Он всякий. Разный. Чаще всего противоречивый. И ужасно интересно поглядеть, почему в тех или иных обстоятельствах становятся востребованы те или иные его качества.

Степанченко, Певцов, Захарова... Да почти все участники этого спектакля поразительно играют людей объемных, очень разных в разных ситуациях. Живых. За ними интересно наблюдать, интересно следить за их метаморфозами. Современным же критикам проще видеть в Шекспире драматурга, который был ужасно озабочен проблемами современной России и вот прям про них и писал.

Захаров практически кричит: "Да нет же, ребята! Любой классик актуален, но не в этом сила его. Его сила в характерах, познавая которые, любопытный и вдумчивый зритель задумается о себе".

Мы привыкли к тому, что Марк Захаров умеет на театре делать зрелища. Шагая в Ленком, мы знаем, что увидим что-то яркое. И мы уже не удивляемся этому - вообще к качеству, хоть в театре, хоть в жизни - быстро привыкаешь. Но качество остается качеством всегда.

Принц Уэльский на своем троне взмывает вверх, практически под потолок, и оттуда, сверху, смотрит на людей, и оттуда, сверху, разговаривает... И люди оттуда кажутся ему маленькими, а сам себе он представляется огромным...

Какова метафора! Какой образ! Как сделано!

Но режиссер приучил нас к "обыкновенному чуду" на театре. И мы говорим: да, неплохо, красиво, но... И мы всегда найдем множество слов после "но"...

Зрители идут в Ленком за чудом. И получают его. И, значит, театр жив

А знаете, что я вам скажу? У льва нет часов. И даже у таракана их нет. Природа не знает возраста. Помните, в знаменитой сказке Киплинга: Акела промахнулся? Промахнулся - состарился, а нет - значит, молод.

Марк Анатольевич Захаров не промахивается. И не зря буквально на днях президент присвоил ему высшее звание - Герой Труда.

Но иногда кажется, что чем больше художника любит государство, тем с большим прищуром смотрят на него коллеги и критики.

А зрителям необходимо его искусство. На спектакль "Фальстаф и принц Уэльский" все билеты проданы. Зрители идут в Ленком за чудом. И получают его. И, значит, театр жив. И, значит, его худрук молод. Остальное - детали.

Драматический театр