Финальные работы сейчас идут круглосуточно. Строители наводят марафет: дорожники устанавливают последние блоки 75-километрового барьерного ограждения и уже моют машиной свежеуложенный асфальт, электрики подключают 1072 мачты освещения к электроэнергии, промышленные альпинисты монтируют архитектурную подсветку арок моста, инженеры тестируют комплекс электронных датчиков. Практически на всем мосту уже нанесена термопластиковая дорожная разметка - специальные светоотражающие стеклошарики делают ее видимой для водителей в любое время суток. Начата установка дорожных знаков - всего их будет 61.
Практически смонтированы и шумозащитные экраны общей протяженностью 4,5 километра. Вдоль автоподходов их сделали из прозрачного стеклопластика, чтобы защитить от шума населенные пункты и потенциальные зоны жилой застройки, но при этом сохранить возможность обзора. В начале самого моста экраны выполнены из металла. "Это требование экологов, - рассказывают строители, - чтоб птицы с близлежащих озер не бились о них. Здесь красотой пришлось пожертвовать".
- На Таманском полуострове в мае движение на автоподходе будет открыто без транспортных развязок, но с возможностью разворота на 34-м километре, - рассказал начальник отдела капстроительства ФКУ Упрдор "Черноморье" Евгений Михалков. - Основные строительно-монтажные работы на этой развязке завершены, завершаем обустройство и озеленение. Всего протяженность автоподходов с кубанской стороны - 40 километров, а с учетом съездов и пяти развязок - 53,4.
На подходах к мосту с обеих сторон предусмотрена инфраструктура придорожного сервиса: на 26-м километре каждого направления организуют площадки для отдыха водителей, уже строятся многофункциональные АЗС. На обоих берегах достраиваются инспекционно-досмотровые пункты, где будет проводиться выборочный досмотр транспорта перед въездом на мост.
В тестовом режиме начала работать автоматизированная система управления дорожным движением (АСУДД). Из окон технологического здания на берегу Тамани - мост как на ладони. Но управлять таким сложным объектом на глазок нельзя. Поэтому в ЦУПе (центре управления проездом), словно в космическом ЦУПе, перед глазами операторов не только мониторы компьютеров, но и огромная панель, на которой онлайн высвечивается масса параметров с моста. Все это обеспечит комфорт и безопасность движения по почти 70-километровой автодороге от трассы А-290 на Таманском полуострове через Крымский мост до автомагистрали "Таврида" в Крыму.
- АСУДД уникальна: инновационные технологии и оборудование российские специалисты разработали с учетом условий эксплуатации моста, - рассказал представитель компании-разработчика Евгений Саватеев. - АСУДД обеспечит эффективное управление движением, контроль за соблюдением правил дорожного движения, весогабаритный контроль, мониторинг транспортных потоков.
Несколько интегрированных подсистем будут собирать информацию с огромного количества датчиков и передавать ее в ЦУП. Например, подсистема мониторинга транспортных потоков благодаря радарным детектор-комплексам будет собирать информацию об интервале движения и классификации транспортных средств, средней скорости потока, интенсивности движения, загруженности полос. Эти сведения помогут правильно выбрать программу управления движением.
За соблюдением водителями правил дорожного движения будут следить 10 автоматических комплексов контроля дорожного движения и 19 камер видеонаблюдения. Все сведения о нарушениях будет получать ГИБДД, так что погонять по мосту или остановиться, чтобы сделать селфи, увы, не получится.
Кроме того, на мосту будут работать автоматические метеостанции, определяя силу ветра, влажность, температуру воздуха, состояние поверхности дорожного полотна. Датчики заблаговременно предупредят службы эксплуатации моста об опасных явлениях на дороге - таких, как изморозь, лед, туман, сильный ветер, обледенение дорожного полотна.
- Все полученные данные программа проанализирует и выдаст различные сценарии развития событий, например, спрогнозирует гололед за несколько часов до его появления, - рассказал начальник ФКУ "Упрдор "Тамань" Роман Новиков. - Благодаря этому диспетчеры, а всего их будет в смене 18, получат варианты развития событий и подсказку, как решать ту или иную ситуацию. Выбрав оптимальное решение, главный диспетчер дает указание, как дальше действовать эксплуатационным службам и водителям.
Система поможет и при ДТП: если одна из полос движения окажется заблокированной, водители увидят об этом информацию на табло и знаках переменной информации, которых на мосту семь. Это позволит сбросить скорость и своевременно перестроиться на другую полосу, выбрав оптимальный и безопасный режим движения.
- Проект не предусматривает приостановку движения по мосту ни в какой ситуации, - говорит Новиков. - Но они бывают разные, поэтому еще одна установленная подсистема ведет наблюдение за состояние конструкций моста, возникающими в результате движения транспорта деформациями, сильного ветра или землетрясения. Если вдруг совокупность условий приведет к критической ситуации, датчики это покажут, и диспетчеры смогут своевременно остановить движение. Но такие совокупности факторов бывают крайне редко.
Кстати
Параллельно с завершающей стадией строительства автодорожной части Крымского моста ведется строительство железнодорожной.
- За месяц завершим погружение всех трубосвай на железной дороге, зальем фундаменты всех 595 опор, - рассказал заместитель гендиректора по инфраструктурным проектам компании "Стройгазмонтаж" Леонид Рыженькин. - Опоры уже "растут" из воды, ведется сборка пролетных строений - уже собраны около 40 тысяч тонн металлоконструкций. Организованы участки, с которых производится надвижка пролетных строений.
В середине лета по мере готовности пролетных строений начнется укладка рельсошпальной решетки со стороны Тамани. Основные конструкции железнодорожной части планируется полностью уложить к концу 2018 года.
Фоторепортаж: Строительство автомобильных подходов к мосту через Керченский пролив