Центральное место в классе, где занимаются обучающиеся на кафедре "Тракторы и автомобили" ребята, гордо занимает новенький "Беларус-1221.2". Стены увешаны учебными плакатами, на столах - детали узлов и агрегатов этого чрезвычайно популярного в Сибири трактора. Все оборудование предоставлено торговым домом "МТЗ-Сибирь" - официальным представителем Минского тракторного завода на территории Сибирского и Дальневосточного федеральных округов.
- Здесь мы изучаем сам трактор, двигатель и общее строение техники, - поясняет второкурсник КрасГАУ Сергей Николенко.
Парень признается, что с детства мечтал стать механизатором, за что, бывало, терпел насмешки от сверстников, видевших себя адвокатами и экономистами.
- Я правильно профессию выбрал, юристов да экономистов сейчас - пруд пруди, - рассуждает Сергей.
А вот Ольга Бондарчук уже заканчивает магистратуру. Ее интерес к технике скорее научный, на экзамене девушке предстоит защищать работу по рациональному использованию колесных тракторов "Беларус-1221.2" в условиях Сибири.
- Специально такую тему взяла - этот вид техники сейчас один из самых популярных в России, - отмечает студентка.
- В агропромышленном комплексе Красноярского края сельскохозяйственная техника белорусского производства используется очень широко, - подтвердила ректор Красноярского ГАУ Наталья Пыжикова. - Поэтому наши выпускники должны знать ее, как говорится, "от" и "до"...
Идея практиковаться именно на белорусской технике возникла несколько лет назад. Причина, как уже говорилось, в прекрасных технических качествах "Беларуса" - эту "рабочую лошадку" с успехом используют и мелкие фермерские хозяйства, и крупные сельхозпредприятия. Для Красноярского края, протяженность которого три с лишним тысячи верст - от северных территорий до юга края, который по праву называют житницей Сибири, - такая техника, простая в обслуживании и необременительная по цене, попросту незаменима.
- Когда мы озвучили свою задумку, нас очень поддержал вице-премьер Беларуси Владимир Семашко. Он же во время недавнего визита в Сибирь в рамках Красноярского экономического форума торжественно открыл наш новый класс. Студентам важно не просто знать, как работает техника, а изучить ее досконально. Так что для лекций понадобился не только трактор, но и его "начинка".
Теперь все это у нас есть. Надеемся, что сотрудничество с Беларусью продолжится и наши классы пополнятся образцами другой техники - например, современными комбайнами, - говорит доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой "Тракторы и автомобили" университета Николай Селиванов.
К слову, у некоторых преподавателей вуза появление белорусской техники вызвало особую радость. Например, у начальника учебно-производственного центра Валерия Запрудского: сам он корнями из Беларуси, его прадед и прабабка переехали в Сибирь из Могилевской губернии в конце XIX века.
- Захожу теперь в класс, гляну на "Беларуса" - и на душе тепло, словно с родственником встретился! - признается опытный педагог.
Новый учебный класс в местном аграрном университете -один из "свежих" фактов сотрудничества Красноярского края и Беларуси. Год от года эти связи только крепнут. К слову, товарооборот Беларуси и Красноярского края составил в прошлом году 72,7 млн долларов, по сравнению с 2016-м он увеличился на 15,8%.
Основу экспорта Беларуси в сибирский регион составляют поставки грузовых автомобилей, а также пультов, панелей, столов для электрической аппаратуры, шин, солода, запасных частей для автомобилей и тракторов. Импортировались же в основном специфические товары: алюминиевая проволока, скипидар и масло из древесины хвойных пород, канифоль, смоляные кислоты и их производные.
В Тамбове вышел на линию электробус белорусского производства. Бесшумный и безвредный для экологии транспорт возит пассажиров по маршруту N 5: от железнодорожного вокзала до завода "Пигмент".
Электробус-гармошку и зарядную станцию для него бесплатно предоставило предприятие-производитель "Белкоммунмаш" - на основе достигнутых ранее договоренностей между властями Тамбова и Минска. Заряжается машина в депо при помощи подъемного пантографа - восемь минут, и можно снова в рейс.
Просторный салон вмещает 153 человека. Здесь есть Wi-Fi и USB-разъемы для зарядки гаджетов. Выходы сделаны низкими, что оценят пенсионеры. Стоимость поездки такая же, как в обычном транспорте.
- Хороший, комфортный, современный автобус. Большой, просторный, тихий. Удобно выходить. Пожилым людям, я думаю, понравится. Отличный автобус, одним словом, - поделился впечатлениями один из первых пассажиров Дмитрий Авдеев.
Испытания электробуса на тамбовских улицах продлятся три месяца.