Такая вот информация. Вызывает вопросы? Про вопросы не знаю, но лично у меня вызывает уважение. Итак, давайте разберем информацию подробнее.
Актер, снявшийся в нескольких картинах, которые зрители уже нарекли культовыми; играющий в одном из лучших наших театров - Малом драматическом в Питере у выдающего режиссера Льва Додина, и не лишь бы что играющий, а - для примера - Гамлета и Лопахина; любимый, востребованный и проч. и проч... вдруг решает снять свое кино. Прямо совсем свое - он и соавтор сценария, и один из продюсеров, и режиссер-постановщик, конечно. Зачем? Для чего ему, успешному и востребованному, взваливать на себя эту ношу? Отвечать не за одну свою роль, а за всю историю?
Для - разбогатеть? Очевидно, нет: для актера такого уровня режиссура - слишком нервный и трудоемкий способ зарабатывания денег. Для - прославиться? И снова мимо. Опять же очевидно, что первый фильм любого режиссера непременно будут поругивать или похваливать пренебрежительно (еще неизвестно, что лучше), да и зачем слава тому, у кого ее и так столько - хоть ложкой черпай.
Я лично не знаком с Данилой Козловским, нас не связывают ни дружеские, ни недружеские отношения, и тем не менее для меня совершенно ясно: никакие внешние мотивации тут не работают. Козловскому не комфортно в зоне комфорта, в зоне привычного, найденного, приносящего успех. И он решает выйти из нее, прекрасно понимая, что в мире искусства, где зависть - побудительный мотив огромного количества людей, легкой режиссерской жизни не предвидится, и в адрес его самого, и его ленты будут пущены сотни ядовитых стрел.
Козловский берется снимать не просто кино, а фильм спортивный, прекрасно осознавая, что "Тренера" будут сравнивать с "Легендой N17" Николая Лебедева, где Козловский тоже сыграл главную роль. "Легенда N17" - фильм выдающийся.
Козловский не боится сравнений?
Ощущение, что он не боится ничего. Как, собственно, не подвержен страху любой человек, жаждущий высказаться.
Для меня главный плюс "Тренера" - абсолютная, если угодно, предельная искренность высказывания. Козловскому хотелось снять этот фильм и сыграть в нем. Эта жажда высказывания не может не подкупать.
Все ли получилось? Не все получилось. Но для меня главный результат: я теперь буду ждать новых картин Козловского.
"Тренер" - азартное кино со своим характером. Характер - вообще такая история, которая может иногда раздражать. Но как в жизни нам интересны люди с характером, так и в кино мне лично любопытны те истории, в которых есть самостоятельность и азарт.
Мы киноведчески разделили все кино на "жанровое" и "авторское". Жанровое - это то, что для зрителя. Авторское - это то, что для фестивалей и для особо продвинутых.
Так вот Козловский снял жанровое авторское кино. Это абсолютно авторское высказывание: молодое, ершистое, не до конца совершенное, как все молодое и ершистое, но очень захватывающее.
Если угодно - это отдельное кино, на другие не похожее, как не похож на других актеров и автор ленты. Эта отдельность многих раздражает и в актерстве Козловского, а теперь еще и в режиссуре. А мне очень нравится. Потому что в искусстве побеждают только те, кто умеет делать то, чего другие не делают.
Эту "отдельность" я бы охарактеризовал как яростную исповедальность. В этом определении важны оба слова: да, исповедальность, но - да! - яростная! И огрехи картины идут именно от этой яростности, поэтому, иногда раздражая по ходу просмотра, они потом легко забываются.
Для меня принципиально важно: Козловский снял доброе кино. Кто-то когда-то решил, что правда в кино только тогда настоящая, когда она чернушная. Почему так? Козловский снял картину о том, что доброта, если она бескорыстна, в конце концов побеждает. Кто-то скажет, что это излишне романтичный, а то и вовсе сказочный взгляд. Ради бога... Только если в это вовсе не верить, то зачем тогда коптить небо?
Козловский сыграл в своем фильме отлично. Привычное дело. Козловский плохо не играет. Вообще в этой картине нет плохо сыгранных ролей - от главной до эпизодов.
Замечательно, что режиссер Козловский дал проявиться в картине двум выдающимся артистам: Владимиру Ильину и Андрею Смолякову.
Владимир Ильин - вообще явление в нашем искусстве недооцененное, на мой взгляд. Его существование в кадре - это каждый раз какое-то чудо. Он сразу создает характер, первым же жестом, взглядом. За ним следишь и невозможно оторваться. Рождается ощущение, будто ты, зритель, познакомился с очень интересным, неординарным человеком.
То же самое - Смоляков. Ведь что такое хороший актер? Это айсберг. То, что снаружи, - важно, но то, что скрыто внутри, гораздо интересней, и его, скрытого, больше, и оно - глубинное - самое главное в герое. Смоляков играет как бы скромно, почти без эмоций, но характер героя виден отчетливо, забыть этого человека невозможно.
Про первый фильм Данилы Козловского нельзя сказать, что он хорош или плох. Это все не те определения, не та система координат. Он снял свое кино. Вот что важно. Не испугался снять свой фильм.
Поэтому его работа заслуживает уважения. Любовь - нелюбовь в кино, как и в жизни, это все вкусовые вещи. А уважение - штука безусловная. Дебют Козловского в режиссуре, безусловно, заслуживает уважения.
Кадры из фильма "Тренер"