74 процента опрошенных педагогов считают, что работать стало труднее. Среди них большинство - старше 36 лет. В чем сложность? Стало больше бумаг, отчетов и организационной работы, надо готовить учеников к ЕГЭ, ГИА, обострились отношения между учителями и родителями. А вот информационная начинка современного образования - электронные журналы, дневники, презентации, интерактивные доски, онлайн-доклады никаких особых сложностей не вызывают.
Чуть больше половины педагогов считают, что требования к ним повысились. Но практически все признали: это связано с тем, что в современном обществе растет необходимость качественного обучения. Лишь 15 процентов сказали, что завышенные требования к ним предъявляются по прихоти директоров школ.
83 процента учителей рассказали, что стали более серьезно готовиться к занятиям. К сожалению, среди этих педагогов гораздо больше тех, что работают в городских школах. 74 процента педагогов отметили увеличение внеклассной работы. При этом среди сельских учителей оказалось больше тех, кто пожаловался на загруженность внеурочкой. Заметно выросла и учебная нагрузка. 14 процентов педагогов работают на два ставки, 46 процентов - на полторы. Особенно загружены учителя городских школ. Тем не менее каждый второй педагог подрабатывает репетиторством или ведет кружки и секции для детей.
Повышение зарплат, которое было гарантировано майскими указами, заметили подавляющее большинство преподавателей. Тем не менее 30 процентов сказали, что стали зарабатывать меньше. Особенно тревожная ситуация в Алтайском крае. Но есть регионы, где зарплаты значительно подросли. Например, Челябинская область. Сказались и меры поддержки молодых учителей, которые были предприняты в последние годы, чтобы омолодить педкадры. В итоге среди тех, кто ощутил рост своих доходов, гораздо больше молодежи, чем учителей за 50 и 60 лет.
Процент педагогов, которые получают стимулирующую прибавку к окладу, вырос, но сам размер прибавки, судя по опросам, уменьшился. Лишь половина преподавателей считают систему распределения надбавок справедливой. Правда, говорить открыто об этом многие педагоги не захотели даже в анонимном исследовании.
Как известно, все учителя обязаны проходить аттестацию. От этого зависит их квалификация и зарплата. 8 процентов уверены, что аттестация необъективна. Что интересно, тут мнение городских и сельских педагогов совпало. Люди старшего поколения чаще говорили, что показатели аттестации слишком формальны. Как ни странно, каждый третий уверен, что аттестация вообще никак не сказывается на профессиональной деятельности - ни авторитета, ни оклада не прибавляет. В городе таких пессимистов больше, чем в селе.