Не надо стесняться
Команда преподавателей, студентов и аспирантов Белгородского аграрного университета, создавшая копытный клей и множество других полезных разработок для животноводства, теперь думает, как эти инновации коммерциализировать. Все презентации делает преподаватель Светлана Концева.
- Я участвую в конкурсах, чтобы показать пример своим студентам и аспирантам, - поясняет она. - Множество разработок мы используем сами, у нас и патенты есть, но все они откладываются в долгий ящик. Создать настоящий бизнес сложно.
Преподаватель рассказала, что команде удалось найти компанию, которая намерена инвестировать в один из проектов. Однако пока это все призрачно, а процесс как будто застыл на этапе переговоров и мечтаний. Хотя, как признается сама Концева, полезные разработки могло использовать малое предприятие, которое помогало бы фермерским хозяйствам, например, вовремя чистить и лечить копыта животных тем самым клеем, который создали инноваторы.
- В больших агрохолдингах действуют специальные службы, но свою нишу на рынке мы бы тоже могли найти, - уверена она. - Пока же все так, как есть. И главная проблема наших студентов в том, что они очень стеснительные. Хотя, конечно, есть и прогресс. Когда их научишь выступать, показывать себя и свой продукт, то они к родителям едут и им рассказывают, что можно сделать бизнес и как именно.
Старший советник президента фонда "Сколково" Пекка Вильякайнен уверен, что подобные Светлане вузовские преподаватели - те же бизнес-ангелы, только делятся они не деньгами, а знаниями, мотивацией и той самой "искрой", которая потом зажигает самых успешных предпринимателей. Только их очень мало.
Бизнес против науки
- Основная роль университетов состоит в том, чтобы не препятствовать развитию бизнеса, - дипломатично замечает Вильякайнен.
Такие примеры, по его словам, уже есть. Он рассказал, что, в Хельсинки преподаватели одного из вузов даже написали открытое письмо в газету о том, что конкурсы бизнес-проектов на основе научных разработок студентов и аспирантов противоречат философии университета. При этом Пекка Вильякайнен уверен, что это не так: задача вуза - как раз научить предпринимательству.
- Каждый преподаватель или профессор должен обладать хотя бы базовыми знаниями о том, как поддержать молодого специалиста в его бизнес-начинаниях,- подчеркивает он. - Университеты - серьезные организации, и у стартаперов должен быть доступ к их оборудованию, лабораториям - если не бесплатный, то по гибкой тарифной ставке. Сейчас все больше предпринимателей в качестве первых бизнес-ангелов видит своих вузовских профессоров. Те же, в свою очередь, становятся потенциальными акционерами в новой компании. И я не вижу в этом ничего плохого. Не стоит забывать и о других возможностях учебных заведений. Университет должен осуществлять связь предпринимателей с международными сетями: это и программы студенческого обмена, и коллаборации с различными фондами…
Первые успехи в этом деле в российских вузах уже есть. Так, в Белгородском технологическом университете действуют специальные программы обучения предпринимательству. Их уже прошли более 2,5 тысячи человек, и это приносит свои плоды.
- Количество рекомендованных к внедрению инновационных проектов составило 110, а реализуемых на базе нашего технопарка - более 200, - отмечает ректор вуза Сергей Глаголев. - Число малых инновационных предприятий превысило сотню, а объем произведенной ими продукции оценен в 150 миллионов рублей - это в два раза больше суммы финансирования научных исследований.
Ректор уточняет, что многие МИП давно перестали быть таковыми, превратившись в самостоятельный и самодостаточный бизнес. Однако есть и те, без которых не представляют своей работы крупные белгородские предприятия.
- Таким образом, меняется характер взаимодействия вуза с ними, - продолжает ректор. - Мы не просто ведем подготовку кадров, как считалось раньше. В орбиту известных корпораций входят наши МИП, и благодаря им компании становятся успешнее.
Эксперты уверены, что и система образования, и экономика должны меняться вместе, не отставая друг от друга, тогда отвечать на вызовы времени будет проще.
Пироги печет сапожник?
Однако многое зависит от способности вузов перестроиться и найти собственный стиль ведения дисциплин для будущих бизнесменов.
- Обучать предпринимательству невозможно, если ты сам не был бизнесменом. Это как разрабатывать модель машины, не будучи ни разу за рулем, - уверен Пекка Вильякайнен.
Светлана Концева добавляет, что возрастным преподавателям это сложно вдвойне: ведь впервые за долгие годы "накатанных" лекций приходится учиться самому и более того - платить за это.
- Чтобы продвигать свои проекты, я получила дополнительное образование по менеджменту и маркетингу, - рассказывает она. - Узнала много нового - например, то, насколько соцсети помогают в продвижении бизнеса. Конечно, важно сортировать информацию, но надо и создавать рекламу своего продукта. Большинство же моих коллег отпугивает еще и такой момент: обучение новым технологиям, как правило, платное, и цены немалые. Но я еще ни разу не пожалела о вложенных в это деньгах.
Пекка Вильякайнен подчеркивает, что стереотипы мешают всегда, и в обучении тоже.
- Проблема в том, что все хотят видеть в качестве ментора, тьютора, бизнес-преподавателя Стива Джобса, но, к сожалению, он был только один и уже умер, - резюмирует он. - Так у кого же учиться и кому учить? Стать хорошим ментором может даже производитель обуви, если у него небольшой завод и есть хороший опыт. Если кто-то видит такого - идите к нему учиться. Если кто-то из бизнесменов обанкротился - к нему тоже стоит пойти, пусть расскажет, что привело к банкротству и как этого не допустить. В любом случае, слушая исключительно лекции в университете, предпринимателем не стать.