08.05.2018 12:11
Экономика

Как исправить ошибки при расселении аварийного жилья в СЗФО

При реализации новой программы расселения аварийного жилья важно учесть ошибки прошлых лет
Текст:  Ульяна Вылегжанина
Российская газета - Экономика Северо-Запада: №97 (7560)
Новая программа расселения жилья, признанного аварийным после 2012 года, начнет действовать в нашей стране в следующем году. В течение двух месяцев минстрой РФ и другие органы исполнительной власти разработают и представят в федеральное правительство соответствующий законопроект. Тем временем работы по ликвидации "аварийки" в субъектах СЗФО продолжаются. Регионы-отличники приступили к расселению жилых зданий, признанных аварийными после 2012 года, не дожидаясь 2019 года. В отстающих регионах все еще занимаются реализацией старой программы. Какие ошибки прошлых лет важно учесть при разработке новых механизмов ликвидации аварийного жилья, выясняла корреспондент "Российской газеты".
Читать на сайте RG.RU

Не успели и забыли

В старую программу были включены аварийные дома, признанные таковыми до 2012 года. К сентябрю 2017-го субъекты РФ должны были расселить более десяти миллионов квадратных метров. Однако целевые показатели, как сообщает федеральный Фонд содействия реформированию ЖКХ, не выполнили власти 12 регионов. Речь идет почти о 180 тысячах жилых квадратов, владельцы которых не успели получить новые квартиры. В Республике Коми, к примеру, площадь нерасселенных аварийных домов превысила 6,5 тысячи квадратных метров.

Верховный суд разъяснил правила переселения из ветхого жилья

Кроме того, в некоторых субъектах РФ нашлись дома, признанные аварийными до 2012 года, но по каким-то причинам не попавшие в старую программу. Больше всего таких вновь выявленных опасных квадратов в Кировской области. На втором месте - опять Республика Коми, где необходимо решить проблему с 33 тысячами квадратных метров жилья, на третьем - Республика Карелия, власти которой "забыли" про 24 тысячи квадратов.

Как отмечает первый заместитель генерального директора Фонда ЖКХ Владимир Талалыкин, проблемы с реализацией программы в Республике Коми связаны, в том числе, с низким уровнем планирования и контроля. По этой же причине, вероятно, в регионе постоянно срываются графики устранения строительных дефектов в зданиях, где получили квартиры переселенцы.

- Ряд домов был поставлен на контроль Фонда ЖКХ еще в 2015-2016 годах. Регион обязался устранить нарушения до августа 2017 года, однако работа так и не была проведена, - подчеркивает Владимир Талалыкин.

Что касается Карелии, с декабря 2017 года по середину апреля 2018-го в республике не ввели ни одного жилого квадратного метра. Такая ситуация, по словам первого заместителя генерального директора федерального Фонда ЖКХ, является критической. Сейчас региону обозначили крайние сроки: до 1 октября текущего года следует полностью завершить программные мероприятия 2014-2017 годов, до конца 2018 года - расселить вновь выявленные аварийные дома. Кроме того, федеральный центр решил применить штрафные санкции в отношении регионов, нарушивших сроки и параметры реализации старой программы.

Брак по расчету

Появление так называемого "нового аварийного жилья" - проблема, характерная не только для Республики Коми. Дома, которые уже сейчас впору признавать аварийными, строили или покупали на бюджетные деньги в Карелии, Новгородской и Псковской областях.

Так, в псковском городе Печоры общественники, в том числе опытные инженеры-строители, обследовали все дома, построенные для переселенцев. И не нашли ни одного такого здания, возведенного без дефектов. В основном речь идет об отсутствии вентиляции, повышенной влажности в помещениях, плесени и грибке в подвалах, потрескавшихся стенах. В одном из домов в подвале лежала коробка с датчиками огня и дыма, которые должны крепиться к потолку в квартирах.

Почему аварийное жилье появляется быстрее, чем расселяется

- Мы проводили общественный мониторинг и в других муниципальных образованиях, в том числе в Острове и в Пскове, но там серьезных недоделок не обнаружили, - комментирует ситуацию руководитель регионального общественного объединения "Управа в ЖКХ" и рабочей группы ОНФ Сергей Елизаров. - Возможно, отчасти это связано с тем, что в крупных населенных пунктах переселенцам предоставляли жилье в высотных многоквартирных домах, где другие квартиры предназначались для продажи. А в Печорах дефектные здания строились исключительно для переселенцев. Поэтому нужно говорить о том, что требования к качеству домов и усилия контролирующих органов власти должны быть равными при приемке как коммерческих, так и бюджетных жилых зданий.

Однако здесь есть одно но. Выдачей разрешений на ввод жилья в эксплуатацию занимаются

местные власти. И в небольших муниципалитетах, где практически не строятся многоквартирные дома, чиновникам не хватает опыта и знаний, позволяющих выявить недоделки на этапе приемки здания. Где-то, конечно, играет роль коррупционный фактор, но с такими инцидентами должны разбираться сотрудники правоохранительных органов. В основном же местные власти, столкнувшись с претензиями переселенцев и общественников, утверждают: сразу же после постройки с домами все было в порядке, дефекты проявились в процессе эксплуатации.

- В какой-то степени это, конечно, лукавство, - продолжает Сергей Елизаров. - Как можно было не заметить, к примеру, что в подвалах нескольких домов в тех же Печорах отсутствует вентиляция. С другой стороны, до 2004 года, когда вступил в силу Градостроительный кодекс РФ, жилые дома в нашей стране принимались по значительно более строгой схеме. Собиралась приемная комиссия, в состав которой входили представители МЧС, строительного надзора, санитарно-эпидемиологической службы. Мы сейчас планируем обратиться в региональную администрацию. Возможно, получится заключить соглашения с МЧС и Роспотребнадзором, привлечь эти ведомства к приемке домов, построенных в рамках новой программы расселения аварийного жилья. Если схема окажется эффективной, попробуем с помощью областных депутатов выйти с законодательной инициативой на межрегиональный уровень.

Дефицит информации

Еще один важный момент связан с включением домов в программу расселения аварийного жилья. Редкие субъекты РФ владеют достоверной информацией о техническом состоянии жилых зданий. Ведь сплошное обследование и документальное отражение всех параметров жилого фонда - весьма дорогостоящая задача.

Как заставить управляющую компанию провести ремонт

- Вот и получается, что программы расселения аварийного жилья, как и программы капитального ремонта, во многих регионах формируются на основании обследований, выполненных еще в советские годы. А также теоретических расчетов, основанных на коэффициенте износа домов и сроке их эксплуатации, - комментирует профессор кафедры государственного и территориального управления Санкт-Петербургского государственного экономического университета Вадим Чекалин. - А ведь речь идет об информационном фундаменте программ.

Для Калининградской области, к примеру, актуальна проблема "отложенного" капитального ремонта. Жители зданий, которые в буквальном смысле разрушаются на глазах, жалуются на ремонтные работы, запланированные на конец 2020-х - начало 2030-х годов. Яркий пример - трехэтажный дом в городе Советске, построенный в 1908 году. Его крыша регулярно протекает, стены трескаются, а кирпичи с разрушающихся дымоходов падают на тротуар. Одна из жительниц даже отсудила у управляющей компании деньги на ремонт квартиры, которую из-за дырявой кровли залило дождем. Однако капитальный ремонт этого дома запланирован только на 2034 год.

Кто заплатит за паспорта

Как предполагает юрист проекта "Жилфин.рф", специалист по защите прав потребителей в сфере ЖКХ Ольга Дайнеко, жильцы разрушающегося строения могут написать коллективное обращение в региональную жилищную инспекцию. Инспекторы должны обследовать здание, составить акт, на основании которого можно будет оспорить в суде слишком поздний срок капитального ремонта. Однако калининградцы могли бы избежать этих проблем, если бы в регионе заранее провели детальное обследование всех "пожилых" домов.

Подобные мероприятия состоялись в середине "нулевых" в Санкт-Петербурге. Там составили технико-экономические паспорта (ТЭП) нескольких десятков тысяч домов. Правда, в будущем возникли проблемы с актуализацией ТЭП - обновлять сведения два раза в год должны управляющие компании, которые нередко подходят к этим работам формально.

- Но в любом случае ТЭП стали для города большим подспорьем, когда стартовали программы капитального ремонта домов и расселения аварийного жилья, - подводит итог Вадим Чекалин. - С учетом того, что первая является бессрочной, а реализация второй программы в обновленном виде стартует в следующем году, практику составления ТЭП можно было бы распространить и на другие субъекты РФ. Вопрос, как обычно, упирается в финансирование. Но, возможно, затраты на сплошное обследование здания можно частично возложить на жильцов, заинтересованных в скорейшем капитальном ремонте или расселении дома. Частично - на регион или муниципалитет.

ЖКХ Калининградская область Северо-Запад