15.05.2018 11:00
Экономика

На Верхней Волге открылась навигация

На Верхней Волге открылась навигация
Текст:  Анна Скудаева Элина Труханова
Российская газета - Экономика Центрального округа: №102 (7565)
Первые теплоходы в регионах ЦФО встречали песнями, плясками и разносолами. Многие волжские города, живущие турбизнесом, с нетерпением ждали открытия навигации. Как правило, каждый теплоход привозит не менее 200-300 туристов, готовых посетить местные музеи, кафе и обеспечить выручку сувенирным магазинам. Интерес россиян к путешествиям на воде растет, и туроператоры надеются, что в новом сезоне количество таких гостей увеличится. Сможет ли Волга наводнить прибрежные города туристами, выясняли корреспонденты "РГ".
Читать на сайте RG.RU

Хлеб-сыр для гостей

В Костроме первых туристов, прибывших в город на теплоходах "Дмитрий Фурманов" и "Александр Бенуа", встретили не традиционным хлебом-солью, а хлебом с сыром. Прямо на причал приветствовать путешественников пришли Костромская Снегурочка и персонажи музеев: сомелье Иван Сыров и корова Маруся. Они угощали туристов продукцией местных сыроварен и зазывали на интерактивные экскурсии.

- Это очень хорошо, что у нас открываются новые музеи, где можно не только посмотреть экспозицию, но и что-то отведать, ознакомиться с интерактивными программами. Первые отзывы у туристов - самые положительные, - рассказала корреспонденту "РГ" руководитель туркомпании Лариса Пухачева.
В начале сезона туроператоры предлагали недельные теплоходные поездки с посещением исторических городов по цене от 24800 до 61800 рублей за взрослую путевку. Цены на детские и "пенсионные" туры начинались от 21080 и 22320 рублей соответственно.

Олерский: Ограничения судоходства во время ЧМ не скажутся на туристах

Как отмечают специалисты, вместе с ростом потока речных туристов появляются инвесторы, готовые вкладывать деньги в речную и прибрежную инфраструктуру. Хотя не все получается. Еще в марте 2012 года костромские власти объявили об инвестпроекте, предполагающем строительство современного речного вокзала и причального комплекса стоимостью 120 миллионов рублей. Новый речной вокзал со спасательной станцией и яхт-клубом планировали возвести на набережной Волги к началу 2015 года. Однако этого так и не произошло. Все речные суда и теплоходы с иностранными туристами подплывают к скромному причалу, расположенному неподалеку от знаменитой беседки Островского. А накануне нового туристического сезона в Костроме заговорили уже не о речном вокзале, а о дополнительном экскурсионном причале стоимостью 14 миллионов рублей. Идею расширения возможностей порта для приема речных судов туроператоры восприняли с воодушевлением: в разгар сезона, когда в Кострому одновременно заходило по восемь кораблей, мощностей действующего причала не хватало. Нередко теплоходам приходилось вставать лагом, то есть причаливать в несколько рядов. А это не очень удобно.

Специально для нового причала на берегу Волги изменили расположение спасательной станции, передвинув ее ближе к пляжу на улице Лесной. Однако закончить работы к началу навигации инвесторы не успели. Выяснилось, что у подрядчиков не оказалось полного пакета разрешительных документов. Тем не менее в Костроме надеются, что причал, пусть и с опозданием, но достроят и в этом сезоне в город приедет не меньше туристов, чем год назад. По данным региональных властей, в 2017 году Кострома приняла 350 экскурсионных теплоходов. Это на 11 процентов больше, чем в 2016-м.

По Волге с ветерком

В отличие от костромичей жители соседней Ивановской области прогнозируют настоящий туристический бум. Поводом для гордости стали инфраструктурные изменения. В старинной Кинешме, знаменитой своими купеческими домиками и картинной галереей, реконструировали причальную стенку. На здание причала водрузили табличку с гербом и названием города. Площадку перед речным вокзалом привели в порядок, а заодно пригласили инвесторов, которые открыли на берегу магазин с товарами местных производителей. Благодаря реконструкции причала в Кинешму вновь начали заходить речные суда, которые ранее обходили город стороной. На начало навигации владельцы подтвердили более 40 туристических заходов. А в июне в регионе возобновится внутриобластное речное сообщение из Кинешмы в Плес и Решму. Ожидается, что билет до Плеса и обратно будет стоить в этом году около 1000 рублей.

Виктор Олерский: На Каспии нет конкуренции в морских перевозках

- К нам возвращаются теплоходы с туристами после восьмилетнего перерыва, - отметил временно исполняющий обязанности губернатора Ивановской области Станислав Воскресенский. - Надеюсь, город вернется на туристическую карту России, потому что Кинешма - это наша жемчужина, северная столица области. Сейчас, благодаря инфраструктурным изменениям, получит импульс развития туристическая отрасль. А это - дополнительные налоговые поступления, создание новых рабочих мест.

Первый теплоход "Алдан", причаливший в Кинешме, встречали торжественно - с духовым оркестром, хлебом-солью и концертом творческих коллективов. Как отметил глава города Александр Пахолков, к приему туристов подготовились основательно: разработали пять туристических маршрутов, подготовили 20 экскурсоводов для работы с судоходными компаниями, сделали таблички для удобной навигации по городу на русском и английском языках.

Со всех континентов

В Ярославле виды на сезон у представителей турбизнеса самые оптимистичные.

- Если никаких катаклизмов не случится, этот сезон будет лучше предыдущего, - надеется директор Ярославского бюро путешествий и экскурсий Светлана Даниленко. - Судя по тем графикам, которые у меня есть, в этом году заездов будет больше. Да и теплоходы пока идут полные. Хотя 2017 год тоже был очень неплохой - турпоток тогда вырос на 15 процентов.

Подтверждает расклад начальник пассажирского управления Ярославского речного порта Андрей Жельнин:

- В прошлом году у нас было чуть больше восьмисот заходов многопалубных теплоходов за сезон. В этом году, согласно предварительному расписанию, получается уже за девятьсот. А уж как будет в итоге - посмотрим.

С ростом потока речных туристов появляются инвесторы, готовые вкладывать деньги в прибрежную инфраструктуру

Светлана Даниленко рассказывает, что вариантов речных маршрутов - множество. Кто-то едет из Нижнего Новгорода в Москву (из Москвы до Нижнего туристы добираются на поезде, там пересаживаются на теплоход и возвращаются обратно), кто из Москвы до Твери, Мышкина, Плеса, Казани, Волгограда, Астрахани. Многие выбирают маршрут Москва - Санкт-Петербург: лайнеры доходят до Ярославля, откуда возвращаются в Рыбинское водохранилище и направляются на Череповец в Северную столицу.

Правда, россияне такой вид отдыха выбирают гораздо реже иностранцев. Мало на палубах и молодых людей. Типичный пассажир таких круизных лайнеров - пожилой иностранец. Но зато туристы приезжают со всех континентов.

- На одном из последних теплоходов прибыли три группы американцев, через 10 дней жду еще 150, - рассказывает Светлана Даниленко. - Очень много приезжает немцев. Есть два четырехпалубных теплохода, на которых всегда бывает по семь немецких групп. Они приходят к нам через пять-семь дней: эти туристы выбирают, как правило, маршрут Москва - Санкт-Петербург. Поехали китайцы, вьетнамцы - у нас на теплоходах, наверное, все нации сегодня есть.

В Ленобласти предложили создать второй в России "свободный порт"

Интересно, что предстоящий ЧМ по футболу отчасти подстегнул интерес к водным круизам. Во всяком случае, по свидетельству представителей турбизнеса, количество заявок на автобусные туры "по берегу" из Москвы с начала июня и до 20-х чисел июля резко упало. Причина - в дороговизне проживания в столичных отелях, очень заметно поднявших расценки. А удобство путешествия на теплоходе в том, что турист на нем живет, куда бы лайнер ни прибыл - к причалу речного вокзала Москвы, Питера или Ярославля…

Ярославский турбизнес, принимающий речные круизные лайнеры, тревожит сегодня по большому счету одно: на речном вокзале в самый турсезон вдруг начался масштабный ремонт, и иностранцы, приплывающие на теплоходах в столицу Золотого кольца, первым делом фотографируют не красоты, а руины.

- К городу теплоход подплывает, и тут такой вид ужасный, что просто стыдно, - переживает Светлана Даниленко.

Себе и гостям

От оживления "волжского пути" выиграют не только владельцы судоходных компаний и путешественники, но и местные жители. В муниципалитетах надеются преобразить причалы, фасады, а вместе с ними - и дороги, парки, места массового отдыха для всех желающих. В Кинешме надеются, что со временем в центре города появится детский городок, каток, кинотеатр под открытым небом и фонтан.

С началом навигации во многих волжских городах возобновилось паромное сообщение

Чтобы придать городам более презентабельный вид, власти Юрьевца и Кинешмы решили подать заявки на участие в федеральном конкурсе лучших проектов создания комфортной среды в малых городах и исторических поселениях. На этот проект из федерального бюджета выделено пять миллиардов рублей, и ивановские муниципалитеты всерьез на них претендуют.

С началом навигации во многих волжских городах и поселках возобновилось паромное сообщение. В Ивановской области открылась переправа от Решмы до Бузинки. В Красном-на-Волге пустили паром в сторону Приволжска, который стал хорошей альтернативой для автомобилистов, не желающих стоять в многочасовых пробках во время ремонта Костромского моста. В Костроме с мая возобновилось движение пригородных теплоходов до Борщина и Садов, которыми активно пользуются и дачники, и туристы.

Кстати

Как сообщили в департаменте культуры и туризма Ивановской области, за прошлый год регион посетили 1,3 миллиона гостей. В рейтинге 25 самых туристических регионов России 2017 года, подготовленном аналитическим агентством "ТурСтат", Ивановская область заняла 21-е место. По числу путешественников она опередила Волгоградскую (объем турпотока - 950 тысяч человек), Костромскую (960 тысяч), Нижегородскую области (более 900 тысяч) и Республику Карелию (более 800 тысяч туристов). В ближайшие три года в регионе намерены увеличить турпоток на 17 процентов.

- Согласно нашим прогнозам, к 2020 году, с учетом проекта Малого Золотого кольца, количество привлеченных в область туристов превысит отметку в миллион. К нам едут с удовольствием, - рассказал губернатор региона Сергей Ситников.Удастся ли костромичам сделать рывок в туриндустрии - пока не известно.

С одной стороны, вложения в отрасль очевидны: ежегодно открываются новые выставки, завершается масштабная реконструкция комплекса "Музейное подворье". С другой - многие организационные моменты "проседают". Так, в конце апреля представители туркомпаний выступили с жалобами на "недружественное" отношение властей Костромы к гостям. Это случилось после того, как владельцам экскурсионных автобусов начали приходить штрафы за проезд через наполовину закрытый на ремонт Волжский мост по выделенной для общественного транспорта полосе.

Водный транспорт Туризм Кострома Ярославль Центральная Россия