16.05.2018 13:10
В мире

Почему не начинают строить железную дорогу Китай-Киргизия-Узбекистан

Проект строительства железной дороги Китай-Киргизия-Узбекистан существует только на бумаге
Текст:  Артем Петров (Бишкек)
Российская газета - Экономика Кыргызстана: №103 (7566)
Читать на сайте RG.RU
Проект строительства железной дороги Китай - Киргизия - Узбекистан (ККУЖД) существует уже 22 года, но все это время лишь на бумаге, в умах экспертов и более чем десяти различных технико-экономических обоснованиях (ТЭО). Эту тему неоднократно рассматривали в парламенте КР и на уровне президентов. Почему? На этот вопрос ответил известный политолог Кубат Рахимов.

Если посмотреть на карту, - рассказал он, - то можно увидеть, что лучшим вариантом для Китая и Узбекистана было бы соединение их железных дорог через территорию Киргизии по маршруту протяженностью 250-270 километров. Но КР заинтересована в удлинении маршрута для получения максимального мультипликативного эффекта на экономику страны. Рассматривалось несколько вариантов удлинения в сторону населенных пунктов Нарынской области для охвата "условного" севера республики, выхода на юг и последующей "стыковки" с существующей сетью железных дорог.

Однако строительство железной дороги в условиях высокогорья - дело затратное. Этот проект в 90-х годах оценивался в сумму около миллиарда долларов. Потом он стал "разбухать", цифры выросли уже до семи миллиардов. Почему? Неизвестно. Большинство цифр из упомянутых ТЭО, увы, недоступно общественности.

В Киргизии реанимируют проект строительства транзитного газопровода

Плюсы для Киргизии от реализации проекта вроде бы очевидны. Густонаселенная Ферганская долина соединится с Китаем, появится возможность разработки месторождений полезных ископаемых, активизируется торговля - как региональная, так и с сопредельными государствами. И, конечно, КР попадет в логистические и производственные цепочки Синьцзян-Уйгурского автономного района (СУАР) Китая.

На этом моменте нужно остановиться отдельно. КНР планомерно воплощает в жизнь грандиозный план под названием "Идти на запад" ("Go west"). Синьцзян играет в нем одну из главных ролей. Кроме того что автономный район в последние годы действительно преобразился, в нем была построена сеть железных дорог.

Какое отношение этот факт имеет к нашему проекту? Прямое. Китайская сторона планирует сделать из Кашгара (крупный город в Синьцзяне. - Прим. ред.) мощный индустриально-логистический хаб. Успешный опыт реализации подобных проектов есть.

Развитие этого хаба подразумевает строительство в будущем железной дороги из СУАР в сторону Индийского океана с ее выходом к акватории через порт Гвадар в Пакистане. Если к этой "артерии" присоединить дорогу РУз - КР - КНР, то картина международных транспортных коридоров в регионе кардинальным образом изменится.

В результате и Узбекистан, и Киргизия и Таджикистан получат выход через территорию Китая к акваториям двух океанов - Тихого и Индийского. Но эти проекты весьма дорогостоящие и сложные по исполнению из-за рельефа местности.

Возвращаясь к теме строительства железной дороги Китай - Киргизия - Узбекистан, важно понимать, что большую часть плюсов от прокладки железной дороги через территорию республики получат Узбекистан и Китай. И, на мой взгляд, поэтому они должны нести основные расходы.

Киргизия предложила Китаю проложить через ее территорию ВОЛС

В общем, есть несколько вариантов того, как можно организовать финансирование. Первый: заходит некий частный международный консорциум, который на свой страх и риск строит дорогу и зарабатывает затем на транзите.

Второй - государственно-частное партнерство. Компания или консорциум получает финансирование от крупных банков, которые выделяют средства, исходя из того, что правительства дают некие гарантии оплаты за построенный объект либо дают возможность окупить проект с последующей передачей его государству. Но данная гарантия не увеличивает внешний долг, что весьма актуально.

Сумма строительства ККУЖД сопоставима с годовым ВВП республики. Нет никакой уверенности в том, что страна будет в состоянии обслуживать такой финансовый поток. Поэтому данная тема весьма болезненна с точки зрения внешней и самое главное, внутриполитической повестки дня.

Киргизия, к сожалению, не может дать госгарантии на необходимый объем средств, но теоретически может сделать это перед частным инвестором.

Собственных средств, повторю, у КР нет. ТЭО строительства дороги выполнялись исключительно на гранты.

Но проект за 22 года обсуждения так и не был реализован не только потому, что просто нет денег, но и потому, что он несет в себе риск определенного геоэкономического дисбаланса в регионе.

Некоторые эксперты сегодня говорят, что ККУЖД выгодна потому, что она поможет снизить издержки на транзит грузов для Узбекистана почти в два раза. Как мне кажется, придерживаться подобной точки зрения было бы ошибочно. Перенаправление существующих сухопутных сообщений в регионе может привести к нежелательным последствиям иного характера. Должен быть другой фундамент для представления проекта в выгодном свете, чтобы им наконец заинтересовались инвесторы.

Вот что я имею в виду - подавляющее большинство грузоперевозок в мире сегодня осуществляется морскими путями. Если хотя бы дополнительно один-два процента грузов из потока Европа - Азия можно было перевести на сушу и осуществлять их перевозку по железным дорогам, в том числе, по ККУЖД то тогда имело бы смысл вести речь о том, что проект интересен инвесторам.

Если мы хотим построить такую дорогу, то должны ориентироваться именно на это. Тогда она будет себя окупать, и при этом не будет передавливания действующих транспортных артерий, связывающих Азию и Европу: Транссиба и других коридоров, которые идут через Монголию и Казахстан.

Досье "РГ"

Кубат Рахимов в начале 2000-х возглавлял представительства железных дорог Казахстана в Беларуси, Украине и странах Балтии. Был советником министра экономики КР в 2016-2017 годах В настоящее время является председателем комитета по вопросам промышленной политики, экспорта, инфраструктуры, ГЧП Торгово-промышленной палаты Киргизии.

Кыргызстан