Речь идет о мощной защите рынка от левого спиртного, которое "течет" мимо госказны. Однако эксперты "Российской газеты" считают, что сегодня необходимости в такой мере уже нет.
У депутатов иное мнение. С одной стороны, признают они в пояснительной записке, "коэффициент собираемости доходов, рассчитанный для крепкой алкогольной продукции для периода с 2012 по 2016 годы, возрастал в связи с совершенствованием учета путем ЕГАИС (Единая государственная автоматизированная информационная система учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции).
Но с другой- остается актуальной проблема производства фармацевтической субстанции этилового спирта. Ведь ЕГАИС учитывает факт ее производства, но не фиксирует "литраж" как в случае с алкогольной продукцией. "Учитывая данные факторы, законопроектом предлагается установить требования к организациям по перевозке фармацевтической субстанции спирта этилового аналогичные требованиям, установленным в отношении перевозок этилового спирта ректификованного из пищевого сырья", - предлагают авторы законопроекта.
Сто процентов производства и оборота спирта и водки будет находиться под контролем государства или 75 процентов - роли не играет, считает директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз. "Не нелегальные заводы производят спирт, а медицинские предприятия. А легализация рынка и без того реализуется с помощью ЕГАИС", - напоминает эксперт.
При этом частная форма собственности на заводы, производящие спирт и водку, все-таки предпочтительней, считает руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин: "Практика показывает, что такие заводы более тщательно соблюдают нормы алкогольного законодательства".
Что же касается фармацевтической субстанции, то эта тема Росалкогольрегуливания, напоминает Шапкин. "Чтобы убрать нелегальный спирт, поступающий на рынок с таких заводов, нужно совершенствовать регулирование, но совсем необязательно вводить госмонополию", - резюмирует эксперт.