21.05.2018 19:12
Экономика

Научный поиск нельзя загонять в искусственно создаваемые границы

Научный поиск нельзя загонять в искусственно создаваемые границы
Текст:  Александр Чучалин (председатель этического комитета Минздрава России, академик РАН)
Российская газета - Спецвыпуск: Фармацевтика №108 (7571)
В своем Послании Федеральному Собранию наш президент назвал важными целями увеличение ожидаемой продолжительности жизни граждан России за 80 лет и внедрение высоких стандартов оказания медицинской помощи. Для этого признал необходимым выделять на здравоохранение ежегодно не менее 4 процентов ВВП.
Читать на сайте RG.RU

Однако опыт других стран, которые уже прошли этот путь, показывает, что для достижения поставленной цели потребуется от 7 до 9 процентов ВВП.

Причина в том, что современная медицина быстро развивается, становится все дороже, а инновационные технологии лечения динамично меняются. Каждый год мировой рынок лекарственных препаратов обновляется примерно на 20 процентов. Появляются высокоэффективные лекарства, которые прошли очень сложные, тяжелые многоцентровые исследования. Это препараты, основанные на принципах доказательной медицины, позволяющие лечить те заболевания, которые еще несколько лет назад считались неизлечимыми, или гарантирующие существенное улучшение качества жизни больных и продлевающие ее.

Сегодня в мире проводится более 7 тысяч исследований новой генерации подобных лекарств. Вот почему нас огорчают разговоры о необходимости ввести ограничения на поставки инновационных лекарств из-за рубежа. Ведь если будет введен такой запрет, он ударит и по интересам больных, и по развитию нашего здравоохранения и медицинской науки в целом.

Приведу в пример инсулин - препарат, необходимый многим больным сахарным диабетом. В свое время компании-производители этих препаратов помогли российскому здравоохранению войти в современную эндокринологию, так как они не только поставляли лекарства, но и проводили мощную образовательную программу. Но уже сегодня приходит эра так называемых "умных" инсулинов, которые подстраиваются под потребности пациентов, минимизируют нежелательные побочные эффекты.

Каприн: Лучшая диагностика и лечение должны быть доступны каждому

Другой пример: когда на Дальнем Востоке случилось большое наводнение, возник предельно высокий риск вспышки тяжелых заболеваний дыхательных путей. Тогда одна из американских компаний предоставила нам большое количество доз вакцины, которая является номером один для профилактики пневмококковой инфекции. А это тяжелые отиты, синуситы, менингиты у детей, тяжелые пневмонии и у детей, и у взрослых и т.д. И когда прошел год после того, как в пострадавших регионах применили эту вакцину, по пневмонии там был зафиксирован самый низкий процент по всей России. Тогда вакцина вошла в национальный календарь детских прививок и в календарь прививок всех призывников. Если ее поставки сегодня запретить, мы увидим резкий рост пневмококковой инфекции в стране. Еще пример - средняя продолжительность жизни больных муковисцидозом увеличилась на 20 лет за счет того, что их обеспечили качественными лекарственными препаратами, провели образовательные программы. Весна - время значительного роста аллергий, аллергических ринитов. Один из самых эффективных препаратов от них производится по высоким технологиям также американской компанией. Сегодня в России им пользуется около 20 миллионов человек.

В поиске новых высокоэффективных молекул мы должны искать пути сближения с компаниями-лидерами

Можно брать любую область - гастроэнтерологию, онкологию, кардиологию, инфекционные заболевания - прогресс в мировой медицине огромен. Так, в онкологии на первое место вышли такие препараты, как моноклональные антитела, которые полностью изменили течение онкологических заболеваний. Но хочу еще раз подчеркнуть, что важны не только сами инновационные молекулы подобных лекарств, но и образовательные программы, которые проводят эти компании в нашей стране, тем самым просвещая и общество, и врачей, и ученых, выводя и наши исследования на мировой уровень фармакологии.

Петербургские врачи прокомментировали импорт американских лекарств

Благодаря этому и в нашей науке, и фарминдустрии есть замечательные достижения, есть инновационный потенциал. Так, одна из российских компаний создала уникальные препараты для лечения гемофилии и добилась выдающихся результатов в этой области. Серьезных достижений мы добились вместе с физиками из Сарова - разработали портативную электрохимическую лабораторию, которая выработает оксид азота, а это совершенно новая медицина. Наши российские ученые создали портативную лабораторию для лечения термическим гелием и т.д. Прекрасно работают исследователи в Санкт-Петербурге на базе Первого медицинского университета и т.д.

Инновационные лекарства все усложняются и одновременно становятся все более эффективными. Но сегодня в принципе все новые препараты создаются не какой-то одной страной, а в результате интернациональной работы множества ученых и специалистов разных стран. И наши клиники также участвуют в международных программах, в клинических исследованиях новых препаратов, что позволяет нам работать на уровне лучших мировых медицинских центров. И если нас отделят от этой цивилизации, мы будем существенно отброшены назад. В поиске новых высокоэффективных молекул мы, напротив, должны искать пути сближения с ведущими научными центрами мира, с компаниями-лидерами. Тогда и можно будет говорить о перспективах существенного увеличения средней продолжительности жизни россиян, сокращения смертности и инвалидизации.

Справка
Госдума упростит госрегистрацию лекарств

Ежегодно на глобальный фармрынок поступает от 30 до 100 и более инновационных лекарств, с которыми связывают прогресс в лечении большинства заболеваний. Но их доля на рынках разных стран различна. Например, в США, Японии, Италии, Франции она превышает 90 процентов в денежном выражении. В Швейцарии, Финляндии, Норвегии, Чехии, Эстонии, Португалии оригинальные препараты занимают от 80 до 90 процентов рынка. В таких странах, как Турция или Словакия, их доля колеблется от 50 до 65 процентов. В России доля оригинальных препаратов, по данным DSM Group, в 2017 году составила 35,3 процента в денежном выражении и 13,8 - в упаковках (в 2016-м - 36,4 и 14,3 процента соответственно).

Фарминдустрия