На этот раз руководству петербургской воздушной гавани придется ответить сразу по двум административным делам: одно возбудил городской комитет по природопользованию (в отношении аэропорта составлено целых пять протоколов о нарушениях), другое - уже повторно - Росприродназдор. Толчком к проведению экспертиз послужил целый поток обращений петербуржцев, которые проживают на прилегающих к реке улицах.
- Как нам рассказывали люди, особенно живущие в районе проспекта Ветеранов и улицы Солдата Корзуна, а также проспекта Жукова и улицы Козлова, этот запах схож с канализационным, химическим, "газовым". И ощущался он постоянно, причем не только на улице, но и в квартирах, - подчеркивает руководитель природоохранных проектов межрегиональной экологической общественной организации "Зеленый фронт" Егор Леонтьев.
По его словам, к жалобам горожан на зловоние добавилось и то, что активисты постоянно фиксируют в Новой гибель рыбы по неизвестным причинам. Оба эти факта подтолкнули общественников обратиться в надзорное ведомство и к городским властям, чтобы провести полноценные исследования водоема.
Первоначально городской комитет заключил, что причиной неприятного запаха послужили стоки с включениями этиленгликоля из Пулково, но в Росприроднадзоре эти данные опровергли: этиленгликоль, - а это основное вещество, входящее в состав жидкостей для обработки самолетов от обледенения, - практически не обладает запахом и легко растворяется в воде. Тогда было решено провести повторные проверки. После отбора проб из реки сомнений не осталось: загрязнение Новой и резкое ухудшение состояния воды в ней происходит именно в районе аэропорта.
"По результатам проведенных лабораторных исследований в природной воде реки Новая по ряду показателей было выявлено наличие превышений концентрации загрязняющих веществ над предельно допустимыми, установленными для водных объектов рыбохозяйственного водопользования", - сообщили в Росприродназоре. Надо сказать, что в пробах был выявлен не только этиленгликоль, но и превышения по ацетону, бутиловому спирту, этанолу, изопропиловому спирту и нефтепродуктам. Но основным источником загрязнения и неприятного запаха, как подытожили ведомства, является все-таки деятельность управляющей компании аэропорта, связанная с отведением поверхностных сточных вод, образующихся после "антиобледенительной" обработки.
Представители самого аэропорта соглашаются: этиленгликоль, действительно, является составным компонентом противообледенительных жидкостей (ПОЖ), которыми воздушные суда по заказу авиакомпаний обрабатываются в осенне-зимний период перед вылетом. Количество обработок зависит от погодных условий на аэродроме.
- В связи с продолжительными низкими температурами в период осенне-зимней навигации 2017-2018 годов в аэропорту Пулково было заказано большее, чем в прошлые годы, количество противообледенительных обработок. Это привело к увеличению количества ПОЖ в стоках, - прокомментировали "РГ" в пресс-службе воздушной гавани.
Кроме того, в аэропорту уверяют, что принимают меры для сокращения попадания этиленгликоля в водосточно-дренажную систему. Непонятно только, почему спустя полгода аэропорт снова наступает на те же самые грабли. И почему запах беспокоил горожан всю весну, если обработка в это время уже не проводится?