08.06.2018 05:59
Приморский край

В Приморье разработают стратегию развития промышленных предприятий

В Приморье разработают стратегию развития портов, судостроения и технологий
Текст:  Вадим Иванский (Владивосток)
Российская газета - Неделя - Дальний Восток: №123 (7586)
Темой недавнего визита в Приморье зампреда правительства РФ — полномочного представителя президента в ДФО Юрия Трутнева стало развитие различных областей экономики — от портов до высоких технологий. Промышленное производство в регионе находится в поле зрения властей, так что врио губернатора края Андрею Тарасенко было что рассказать.
Читать на сайте RG.RU

Портам было посвящено специальное совещание, на котором большое внимание уделили контролю над экологической ситуацией в Находке и других городах, где есть угольные терминалы. Сейчас в Приморье по поручению главы края ведется работа по снижению негативных последствий открытой перевалки угля. Все стивидорные компании должны в течение ближайшего времени внедрить на предприятиях современные технологии, чтобы снизить пыление угля.

Пропишут специализацию

Совместно с Контрольным управлением президента РФ администрации Приморья удалось закрепить на федеральном уровне ужесточение мер воздействия на недобросовестных стивидоров. Так, по поручению президента РФ Владимира Путина в законе предусмотрят административную ответственность за повторные нарушения санитарного и экологического законодательства. Сначала деятельность портовиков будет приостанавливать, а затем, при последующих нарушениях, - расторгать договоры аренды. Предполагается, что до 2020 года стивидоры перейдут на технологии закрытой перевалки угля.

Сейчас в Приморье разрабатывается стратегия развития морских портов, которую планируется представить через несколько месяцев. За это время все портовое хозяйство края должно быть проанализировано с точки зрения инвестиционной привлекательности и исходя из пропускной способности железной дороги, наличия дорожной инфраструктуры, интересов жителей и инвесторов. Краю нужны разные порты - контейнерные, нефтеперегрузочные, рыбные, а не только угольные, уверен Андрей Тарасенко.

Работа по возвращению портов к изначальной специализации уже идет. Так, Владивостокский рыбный порт заявил, что прекратит перевалку угля на причале № 50 до конца 2018-го, на причале № 46 - в следующие два года. Кроме того, до 2021-го он обязуется построить современную холодильно-складскую инфраструктуру, предоставить оборудование и помещения для создания рыбной биржи и электронной торговой площадки для реализации рыбной продукции.

"Звездный" час

Еще одно направление развития экономики Приморья, связанное с морем, - строящийся в Большом Камне судостроительный комплекс "Звезда", который станет самым современным в России. В первой очереди объекта - блок корпусных производств, где ведется раскрой, обработка и сварка металлических конструкций для судов, окрасочные камеры - там производство уже налажено, и тяжелый открытый достроечный стапель - один из самых крупных объектов "Звезды". Идет строительство сухого дока, входящего во вторую очередь судоверфи. Его должны сдать в эксплуатацию в 2019 году. В целом же инвесторы намерены завершить строительство второй очереди на четыре года раньше намеченного.

Краю нужны разные порты - контейнерные, нефтеперегрузочные, рыбные, а не только угольные

Судоверфь будет строить танкеры ледового класса, суда на газомоторном топливе и другие объекты, при этом на предприятии уже установлено и начала действовать самое современное оборудование. Вместе с тем, судостроительному комплексу еще только предстоит зарекомендовать себя после выхода на полную мощность, поэтому в первое время российское правительство поможет "Звезде" привлекать заказчиков. Все новые суда, которые требуются для реализации крупных проектов, в том числе по использованию Северного морского пути, должны строиться именно здесь.

Сейчас на предприятии работает около тысячи человек, а после полного ввода в эксплуатацию станет более семи тысяч. Чтобы обеспечить их жильем, в Большом Камне возводится несколько микрорайонов. При этом 750 квартир должна построить и сдать в аренду работникам судоверфи администрация Приморья. По словам Андрея Тарасенко, эта работа уже ведется.

"Мы получили разрешение, необходимое для начала строительства жилья в Большом Камне. В ближайшее время начнем здесь работы", - подчеркнул он.

Также в городе будет создана вся необходимая социальная инфраструктура - детские сады, школы, больницы.

Напомним, проект судоверфи "Звезда" реализуется консорциумом "Роснефтегаза", "Роснефти" и Газпромбанка. Здесь будут строить суда любой сложности, характеристик и назначений, в том числе ранее не выпускаемых в России.

Остров технологий

Что касается развития высокотехнологичных производств, то первые шаги были сделаны на острове Русский, где появился одноименный технопарк - совместный проект ДВФУ, Фонда "Сколково" и более 25 партнерских организаций.

Ему нашли место в университете, и, по словам ректора ДВФУ Никиты Анисимова, к 1 сентября эти две тысячи квадратных метров будут полностью заняты. Число резидентов растет: если сначала их было 42, то по итогам федерального отбора добавилась еще 27. В целом же концепция развития острова Русский предусматривает, что технопарк займет 80 тысяч "квадратов".

Власти определили источники финансирования и готовы приступить к проектированию технопарка. Стоимость строительства составляет 5,7 миллиарда рублей.

Часть проектов технопарка уже реализуются. К примеру, компания Green Sun Technology разработала комплексные решения по созданию собственного теплоносителя и намерена создать в Приморье производство полного цикла тепловых насосов. Среди других проектов - системы навигации для оптимизации расчета движения судов и экономии топлива ООО "Маринео", прибор для систем мониторинга акваторий от компании "Гидроакустические системы", студенческие разработки бионического протеза ноги и экзоскелета и несколько других.

По итогам совещания министерству по развитию Дальнего Востока и Фонду развития Дальнего Востока дано поручение проработать план реализации озвученных проектов, а также их финансирование на промежуточных стадиях.

Прямая речь

Андрей Шишкин, вице-президент ПАО "НК "Роснефть":

- Срок сдачи второй очереди судоверфи - 2024 год, но мы ее закончим в 2020-м, серьезно увеличим объем работ. На "Звезде" уже размещены заказы "Роснефти" на строительство 24 крупнотоннажных кораблей, среди которых четыре судна-снабженца ледового класса, десять судов-афромаксов на газомоторном топливе и столько же "челноков" ледового класса. Кроме того, заказы здесь разместили Росморпорт и Министерство обороны РФ.

Дмитрий Земцов, проректор по развитию ДВФУ:

- На Дальнем Востоке особенно важно концентрировать общие усилия в "точках прорыва", где можно реально добиться достаточной плотности и эффективности человеческого капитала. Русский остров является одной из таких "точек" и призван стать российской "технологической долиной" в АТР. ДВФУ делает ставку на поддержку стартапов, бизнеса в сфере высоких технологий, и вместе с такими партнерами, как администрация края, мы формируем экосистему для инновационного развития всего региона.

Приморский край Дальний Восток