Посетителям выдают наушники и плеер с функцией лазерной указки. У дверных проемов в каждом зале находятся сканеры, на которые нужно навести устройство. В наушниках зазвучит музыка. Все треки - а их семь, по количеству комнат - гармонируют с воссозданными образами.
Автор идеи Ян Визинберг, художник-постановщик Андрей Панкратов (известный своей работой с Андреем Звягинцевым) и художник по свету Владислав Опельянц идеально воссоздали атмосферу эпохи, в которую творил Высоцкий. Он не сидел в тюрьме, не был на войне, но в коммуналке все же жил. Из современного холла посетители, предварительно щелкнув указкой, переносятся на 80 лет назад, в реконструированную по всем канонам коммуналок квартиру: высокие потолки, просторная, заваленная утварью столешница, нагромождения шкафов, бытовой мусор (даже яичная скорлупа на столе)... Два жутковатых манекена: вместо голов и рук - ковшик и столовые приборы - это кухня.
Манекены не просто стоят, но гармонируют с атмосферой и являются важными деталями, теми недостающими элементами, которых порой так не хватает иногда в квартирах-музеях, чтобы окончательно погрузиться в соответствующий быт.
За коммуналкой следует подворотня, которая более романтична и художественна, как застывший кинокадр. На самом деле каждая комната напоминает сцену из фильма. Может быть, потому, что над выставкой работали художники, хорошо знакомые с кинематографом.
Следующий зал - окоп. В наушниках - "Мы вращаем Землю". Владимир Высоцкий родился за три года до начала Великой Отечественной войны, поэтому знал ее только по рассказам отца, дяди и других фронтовиков, в окружении которых проходила юность певца и музыканта. Военная тема занимала его не только в музыке, но и в фильмах, театральных постановках.
Затем - пивная: символ советской эпохи, олицетворение народного "хобби".
Последние залы - психбольница и мертвый дом - самые мрачные из всех представленных.
Посетители могут свободно перемещаться по залам, посидеть рядом с экспонатами. Жаль, что среди ярких образов теряется самое ценное - рукописи, наброски и переправленные не раз тексты Высоцкого.
Молодому поколению будет любопытно побывать в атмосфере второй половины ХХ века, старшему, вероятно, приятно будет поностальгировать.
Выставка продлится до 23 сентября 2018 года.
Выставка "Коридоры. Семь миров Высоцкого"