Более 15 лет ткацкий станок в Лиозно молчал. По заказу Дома ремесел его когда-то собрал здешний умелец, вживую никогда не видевший кросен, вводит в курс дела директор учреждения Инесса Самусенко:
- За основу мастер взял книгу "Народное искусство и художественные промыслы Белоруссии" Евгения Сахуты. На первый взгляд кросны вышли что надо, но вот загвоздка, на них никак не держались нити. Сотни попыток, и все бесполезно.
В небольшом здании, где до 2016 года ютился Дом ремесел, квадратные метры были на вес золота. Кружки, выставки работ - все требовало пространства. А громоздкие кросны занимали чуть ли не полкомнаты. Скрепя сердце, их разобрали и надолго отправили в подсобку. Незавидную участь позабытого хендмейда изменил звонок, раздавшийся в кабинете Инессы Михайловны прошлой осенью. Участница народного клуба ремесленников "Крынiца" справилась о "здоровье" станка и отрекомендовала мастера, который мог бы его посмотреть. Так волею случая в Дом ремесел пришел Иван Хоменя, влюбленный в ткачество и все, что с ним связано.
В первый же день станок все вместе вытащили на свет божий, поставили в коридоре и насновали около шести метров нитей, вспоминает Инесса Михайловна:
- Желание, чтобы все получилось, было огромным! Спасибо Ивану Владимировичу, он сумел довести наши многострадальные кросны до ума - там подбил, тут подправил и, самое главное, - показал, как заправлять нити. Поверьте, это целая наука. Сегодня три мастера, включая меня, Ивана Хоменю и Татьяну Карман, ее постигли.
Азы ремесла Иван Хоменя перенял от бабушки. Зинаида Ивановна лет десять уже не бралась за нити, но выбор внука полностью одобряет. Дома, на Брестчине, у них всегда были кросны, вспоминает собеседник. Двенадцатилетним мальчишкой он стал активно интересоваться ткачеством. Мог часами сидеть за этим занятием, нисколько не уставая. В богатой копилке увлечений паренька было пение в ансамбле народной музыки, а еще Иван собирал белорусский, украинский и русский фольклор. Голос у талантливого самородка и правда замечательный, не дадут соврать его коллеги по Дому ремесел:
- Ткет и поет, мы просто заслушиваемся. Песни народные и очень уж душевные.
Иван Владимирович свои заслуги оценивает скромно:
- Вначале я и не помышлял о ликбезе здешних мастеров. Думал, вдруг этот станок у них "лишний", а мне бы точно пригодился. Когда оказалось, что с ручным ткачеством в районе проблемы как раз из-за кросен, которые долго считали неподходящими, понял - нужно исправлять положение.
Хоменя помогает умельцам безвозмездно, на общественных началах. Часами показывает, объясняет, неизменно разбавляя учебу шутками-прибаутками. Интересно, что и дома не упускает возможности поткать в удовольствие. Его собственные небольшие кросны часто при деле, особенно зимой, когда хлопот по хозяйству меньше. Свои готовые работы и намеченные на будущее узоры Иван Владимирович демонстрирует на планшете:
- Что чувствую, когда сажусь за кросны? Процесс особый - все заботы, тревоги отходят на второй план, растворяются, пока пальцы летают над нитями. Каждый узор - загадка, чтобы понять ее, важны мастерство, внимательность и хороший настрой.
А в Доме ремесел теперь с энтузиазмом рассуждают о том, сколько возможностей открывают усвоенные уроки домотканой классики. Наверстывать упущенное намерены с традиционной юбки в "елочку". Для этого будет очень кстати появившийся у лиозненцев второй ткацкий станок. Приобретение стало возможным благодаря премии: в этом году за высокие творческие достижения в области культуры и искусства Лиозненский Дом ремесел признали лучшим на Витебщине. Освоенное с нуля ткачество сыграло в этом немаловажную роль. Как и созданная в рекордно короткие сроки коллекция костюмов. Воссоздать ее удалось благодаря российским соседям, особо отмечает Инесса Самусенко:
- Отыскать ценные экспонаты в Лиозненском районе было проблематично. Во время Великой Отечественной войны страшный урон нанесли и местному материально-культурному наследию. На помощь пришли наши ближайшие соседи и коллеги из двух музеев - Руднянского исторического и "Смоленского льна".
Приграничные экспедиции под знаком "этно" дали плоды. За четыре года лиозненцы сделали то, к чему другие шли десятилетиями. По крупицам собрали сведения и явили свету более 20 уникальных народных строев. Ничего подобного в Витебской области нет.