Такая ситуация произошла в Твери. Отучившись в автошколе "Автопросвещение Тверь", кандидаты в водители уже полгода не могут попасть на экзамен в ГИБДД. Дело в том, что у этой автошколы нет заключения ГИБДД о соответствии ее материальной базы примерным программам подготовки водителей. А если нет заключения, то и обучать такая автошкола не имеет права. А те, кто в ней учился, обязаны пройти обучение в автошколе, которая имеет право обучать, и только после этого идти в ГИБДД. Примечательно, что даже при разгоревшемся скандале эта автошкола продолжает набирать новые группы. Еще более интересен тот факт, что исполнительный директор этого учреждения до этого был генеральным директором "Центральной автошколы", которая также не имела права готовить водителей и учеников которой ГИБДД также не допускала к экзаменам. При этом лицензия на подготовку водителей у этой организации есть. Она действующая и никем не отозвана. Казалось бы, в сложившейся ситуации есть признаки мошенничества. Но почему-то до сих пор этой ситуацией не заинтересовались правоохранительные органы.
По мнению президента Межрегиональной ассоциации автошкол Татьяны Шутылевой, такая ситуация сложилась из-за того, что механизмы контроля и надзора не действуют. Ведь что такое отсутствие заключения ГИБДД о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям? Это грубое нарушение лицензионных требований. Почему органами Рособрнадзора не сделан запрет на прием в данную организацию? Почему нет предписания, при невыполнении которого лицензия аннулируется судом? Ответ прост: органы Рособрнадзора не знают об отсутствии заключения ГИБДД у автошколы. Норма, обязывающая ГИБДД информировать об этом лицензионные органы, заложена в проекте приказа МВД России, которым утверждается процедура выдачи заключений. Однако приказ до сих пор не вступил в действие. И, похоже, процедура его утверждения затягивается. Недавно минэкономразвития дало на него отрицательный отзыв.
Согласно ему в министерстве вообще считают, что раз лицензия у автошколы есть, то никаких других проверок со стороны ГИБДД и не требуется. Или необходимо менять указ президента от 1998 года о дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения.
Между тем лицензионные требования к автошколам, утвержденные минобрнауки, четко требуют проведения таких проверок.
Тут есть еще одна проблема. Дело в том, что эти приказы должны пояснить ГИБДД, на каком основании и что проверять. До недавнего времени это делалось по разъяснению главка Госавтоинспекции. Но эти разъяснения отозвали, надеясь на скорое утверждение соответствующих приказов. В результате сейчас по идее ГИБДД вообще может не выдавать никаких заключений автошколам, потому что нет соответствующих документов. В итоге десятки автошкол не смогут готовить водителей.
Минэкономразвития несколько раз приостанавливало прохождение примерных программ подготовки водителей. И тогда действительно сложилась ситуация, когда автошколы должны были получать заключение ГИБДД, но ГИБДД их не давало, потому что нет программ. Круг тогда замкнулся. Похожая ситуация может произойти и сейчас. Тем более что, как показывает практика, единственный действенный способ избавиться от мошеннических автошкол - это установить их проверку ГИБДД. А так как некоторые из них после проверки тут же разрывают договоры аренды классов и площадок, то ограничить срок действия выданных заключений, а также ввести возможность контроля за автошколами во время действия выданных заключений.
Как выбрать автошколу
Сейчас, чтобы выбрать автошколу, необходимо не только убедиться в том, что у нее есть лицензия. У нее также должны быть заключения на соответствие ее программ обучения и учебно-материальной базы примерным программам подготовки водителей, утвержденным министерством образования и науки. Их выдает ГИБДД после соответствующей проверки. Данные о выданных и невыданных заключениях размещаются на сайте гибдд.рф. Если заключений нет, значит, обучать такая школа не может.
Некоторые мошеннические школы, чтобы получить такое заключение, арендуют классы, а также площадку для обучения вождению. Но, получив заветную бумажку, расторгают договоры аренды. Кстати, на этом попалась и школа "Автопросвещение Тверь" : ГИБДД получила уведомление о расторжении этой организацией договора аренды на учебную площадку.
Сейчас полученное в ГИБДД заключение нельзя отозвать. Не предусмотрено такого механизма. Но его предусматривал проект приказа, на который дало отрицательный отзыв минэкономразвития.
А пока желающим обучиться на права необходимо быть очень внимательными при заключении договора с автошколой. Название организации должно быть одинаковым и в заключении ГИБДД, и в лицензии на образовательную деятельность, и в договоре.
Ученику должны выдать все часы обучения, а это для категории "В" 190 часов. Причем 56 астрономических часов из них - это вождение.
Обучение вождению должно проходить на той площадке, адрес которой указан в заключении ГИБДД.
Стоит внимательно отнестись к цене. Не может полноценное обучение вождению стоить 10 тысяч рублей. За такие деньги никто не сможет выдать все положенные 190 часов.
На сайте ГИБДД публикуется информация и о том, сколько человек сдает экзамены в ГИБДД с первого раза. Это тоже очень важный показатель при выборе автошколы.