27.06.2018 20:36
Экономика

Ростуризм посчитал новые отели и рестораны в туристических кластерах

Ростуризм посчитал новые отели и рестораны в туристических кластерах
Текст:  Евгений Гайва
Российская газета - Федеральный выпуск: №137 (7600)
Россиян по всей стране ждут новые отели, рестораны, термальные комплексы, аквапарки, канатные дороги и яхт-клубы.
Читать на сайте RG.RU

В туристических кластерах по федеральной целевой программе (ФЦП) развития внутреннего и въездного туризма на 2011-2018 годы построены сотни объектов туринфраструктуры. Столько же будет построено по новой ФЦП - до 2025 года. Эксперты призывают подумать о загрузке мест.

На турбазах предложили разрешить продавать алкоголь

По программе средства федерального и региональных бюджетов в основном идут на строительство дорог, сетей водоснабжения, электроснабжения, а бизнес вкладывает деньги в строительство отелей, ресторанов, развлекательных комплексов в туристических кластерах. В Ростуризме посчитали построенные объекты. С документом ознакомилась "Российская газета".

В регионах, участвующих в ФЦП, создано 275 новых отелей, гостиниц, гостевых домов и хостелов на любой вкус и доход. Например, появились новые крупные гостиницы, как "Radisson Завидово" в Тверской области и небольшие гостевые дома, как в кластере "Ворота Лаго-Наки" в Адыгее или десяток коттеджей для туристов в Чечне. В кемеровском кластере "Шерегеш" даже построили туристический центр с вертолетной площадкой и термальный комплекс "Серебряные родники".

Для развлечения гостей созданы аквапарки, банные комплексы, канатные дороги, гоночные трассы и веревочные парки. С прицелом на туристов построены автосервисы и автомойки, парковки и причалы для круизных судов. Более 80 процентов объектов созданы малым и средним бизнесом, отмечают в Ростуризме. Всего появилось более 60 новых предприятий питания, почти 160 объектов развлечения и досуга на любой вкус. Активнее всего в реализации ФЦП участвует малый бизнес, отмечают в Ростуризме. В целом на малые и средние предприятия приходится более 80 процентов всех созданных объектов инфраструктуры. Поедут ли туристы?

В туркластерах построены сотни отелей, ресторанов и развлекательных комплексов на любой кошелек

"В некоторых городах загрузка отелей по году находится на уровне 55 - 60 процентов, а в других едва переваливает за 40. У новых средств размещения также разная судьба, не у всех она на сто процентов восхитительная", - говорит вице-президент Федерации рестораторов и отельеров Вадим Прасов. Но сама по себе инфраструктура никогда не является целью поездки, уточняет он. Турист может ехать с целью бизнеса, шопинга, оздоровления или отдыха. Потому для многих регионов помимо инфраструктуры важен вопрос создания турпродукта.

Турпродукт создает в основном малый бизнес, считает вице-президент "ОПОРЫ России" Алексей Кожевников. Небольшим предприятиям проще сориентироваться на рынке и открыть новый бизнес. Но при кластерном подходе "малышам" сложно пробиться в программу, отмечает он. Чтобы создаваемая инфраструктура работала более эффективно, в ФЦП стоит малым предпринимателям посвятить спецраздел. "Нужны критерии отбора малого бизнеса для получения грантов, какие это могут быть проекты, на что они могут быть направлены", - говорит он.

Как сделать внутренний туризм привлекательнее иностранного

Правильный выбор направления также важен. Сначала стоит поддержать те регионы, куда уже едут гости, и здесь создавать новые объекты туриндустрии, считает Вадим Прасов. А уже по мере насыщения ведущих туристских регионов подключать новые.

Впрочем, привлечет ли туристов развитая инфраструктура, или она сама должна развиваться вслед за турпотоком, вопрос риторический, признают эксперты. Они сходятся в том, что сегодня очень нужен детальный анализ рынка, насколько можно увеличить турпорток в том или ином регионе и за счет чего. "Необходимо понять, есть ли достаточное количество гостиниц в регионе, какие цены они выставляют, как можно добраться до региона, сколько будут стоить билеты", - говорит Кожевников.

С этим согласны и в Ростуризме. Для участия в новой ФЦП нужно будет в обязательном порядке провести маркетинг-анализ. При разработке каждого инвестпроекта потребуется определить прогнозные количественные показатели результатов его реализации, отмечают в ведомстве.

Туризм Ростуризм