Сейчас банки блокируют карты в основном по запросам клиентов. Основания для приостановки операций чаще всего регулируются внутренними документами или договорами, указывает партнер юридической фирмы "Инфралекс" Юлия Карпова.
По новому закону, перечень основных признаков перевода денег без согласия плательщика устанавливается банками по согласованию с ЦБ. По мнению юриста адвокатского бюро А2 Максима Сафиулина, таковыми можно считать снятие значительных (в процентном отношении к остатку) сумм, если ранее такие операции клиентом не проводились, а также большое число операций по бесконтактной оплате без ввода пин-кода за короткий промежуток времени. Блокироваться будут не только карты, но и связанные с ними электронные сервисы - кошельки и приложения.
Банки смогут приостанавливать операции по картам на срок до двух рабочих дней, следует из закона. Клиент должен быть сразу проинформирован о приостановке по телефону или электронной почте, оператор запросит у него подтверждение операции, которую банк посчитал подозрительной. Если разрешение клиента будет получено, то банк проведет операцию и разморозит карту. Если разрешения не будет, то карта будет разблокирована через два рабочих дня. При этом клиенту следует проверять подлинность номера или электронного адреса, через которые общается банк, а также спрашивать у оператора о дате заключенного договора (совпадает с датой выпуска карты), говорит Сафиулин.
Поскольку блокировка карты при подозрении на кражу денег станет не правом, а обязанностью банка, то впоследствии хищения могут сократиться, допускает Карпова. Хотя более конкретно об этом можно будет сказать только после публикации ЦБ перечня признаков кражи, отмечает она. В 2016 году было совершено около 300 тысяч несанкционированных операций с платежными картами российских банков более чем на миллиард рублей, напоминает юрист.