03.07.2018 12:30
Экономика

Александр Калинин назвал альтернативу росту налоговой нагрузки

Текст:  Евгений Гайва
Повышение НДС можно компенсировать, отменив с 2019 года налог на движимое имущество, введя понятный и необременительный режим для самозанятых граждан и "заморозив" неналоговые платежи, уверен президент "ОПОРЫ России" Александр Калинин. Об этом он рассказал в интервью "Российской газете".
Читать на сайте RG.RU

Александр Сергеевич, каких решений ожидают предприниматели в ближайшее время?

Александр Калинин: Сейчас доля малого и среднего бизнеса в структуре ВВП страны составляет 20 процентов, а мы хотим, чтобы было 40 процентов к 2030 году. За последние годы эта доля увеличилась больше чем на 10 процентов, но этого недостаточно. Мы рассчитываем, что майский указ президента простимулирует дальнейшие шаги по развитию в стране малого и среднего бизнеса и индивидуальной предпринимательской инициативы, которые вошли в перечень 12 национальных приоритетов. С малым бизнесом связан также экспорт, городская среда, дороги, строительство - везде он массово присутствует.

По каким параметрам нужно "давить на газ"?

Как вернуть в бизнес реальную конкуренцию взамен показной

Александр Калинин: К примеру, чтобы выполнить указ в части увеличения численности занятых в малом бизнесе граждан с нынешних 19 миллионов до 25 миллионов человек, естественно, требуется выполнение ряда других показателей, обеспечивающих рост малого и среднего предпринимательства. Показатели должны конкретизироваться и войти в круг задач второго и третьего порядка. Считаем, к примеру, что в первую очередь количество предприятий малого бизнеса в стране должно составлять не 6 миллионов, как сегодня, а 9 миллионов. И для этого нужно предпринять серьезные усилия.

Может ли доля малого бизнеса вырасти за счет легализации самозанятых?

Александр Калинин: Может. Сегодня их количество оценивается в более 10 миллионов человек. Но это должно быть выгодно им самим. Надо, чтобы размеры платежей, которые самозанятый обязан перечислять в бюджет, зависели от его реального дохода. К примеру, 3-6 процентов от доходов, в которые должны входить и отчисления в социальные фонды. Такой механизм Минфином России начал прорабатываться. У нас имеется общая точка зрения на этот счет и с Минфином, и с минэкономразвития. Обсуждение конструкции этой системы должно быть проведено в ближайшее время.

Для удвоения малого бизнеса в ВВП страны объем его кредитования следует увеличить в два раза, до 12 триллионов рублей.

Для широкого привлечения в сектор МСП новых предпринимателей следует включить в программы обучения старших классов и студентов курс "Основы предпринимательства" для формирования у них набора соответствующих компетенций. Это налоги, финансы, экспорт, система контроля и надзора, маркетинг, те же меры господдержки, наконец, социальная ответственность бизнеса и история российского предпринимательства.

А что еще?

Александр Калинин: Если мы хотим, чтобы малый бизнес вырос в два раза к 2030 году, должен вырасти и портфель кредитов, выданных малому бизнесу. К примеру, нужно расширять программу льготного кредитования малого бизнеса "6,5", которую разработало Министерство экономического развития с Корпорацией МСП. Сегодня на нее выделено 1,6 миллиарда рублей на всю страну. Но на фоне того же кредитного портфеля МСБ в 6 триллионов рублей - это капля в море. Если мы хотим удвоения, то и кредитный портфель МСБ должен будет составлять 12 триллионов рублей. Таким образом за предстоящие 12 лет кредитный портфель должен увеличиваться на 500 миллиардов рублей ежегодно. На субсидирование процентной ставки по программе "6,5" нужно направлять не менее 40 миллиардов рублей в год.

Кроме того, бизнесу интересно субсидирование расходов на присоединение к объектам инфраструктуры и на участие в выставочно-ярмарочной деятельности. Оно показало высокую эффективность. Рынки сбыта без преувеличения являются залогом прорывного развития малого бизнеса, в том числе за счет квотирования закупок государством у малого бизнеса со стороны государственных корпораций. За последние годы его объем благодаря проводимому Корпорацией МСП мониторингу так увеличился в разы - с 50 миллиардов рублей до ожидаемых в текущем году трех триллионов рублей. Однако квота в 15 процентов недостаточна, ее следует довести к 2030 году до 30 процентов, и на выходе мы получим совсем другое качество производственного малого бизнеса.

Что нужно менять, скажем в контрольно-надзорной деятельности, чтобы не мешать малому бизнесу расти?

Александр Калинин: Нужно, чтобы контрольно-надзорная система была партнером бизнеса, а не сборщиком штрафов. Сегодня в законодательстве к бизнесу предъявляется более двух миллионов требований. Конечно, контролер всегда точно найдет, за что можно наказать. Пока часть сотрудников контрольно-надзорных органов сопротивляются тому, чтобы перестать работать на штрафы и проверки и начать работать, прежде всего, на безопасность. Тогда и коррупции меньше будет. Хотелось бы, чтобы главными показателями были здоровье и безопасность граждан. На заводе в Италии техник, обслуживающий линию, получает премию за то, что конвейер не останавливается, а не за то, сколько он ликвидировал аварий. А у нас часто бывает наоборот.

Как вы относитесь к повышению НДС до 20 процентов?

Александр Калинин: Безусловно, увеличение налогов для бизнеса - это плохо. Тем более что НДС - налог, который очень хорошо собирается. От него сложно уклониться, и эти суммы будут взысканы в бюджет. Но если такое решение будет принято, то "ОПОРА России" будет настаивать на обещанных встречных компенсационных мерах. Это, в том числе, отмена с 2019 года налога на движимое имущество, введение понятного и необременительного режима для самозанятых граждан, "заморозка" неналоговых платежей, упрощение или отмена отчетности, введение процедуры быстрого возврата по НДС. Часть этих инициатив были прямо прописаны в "майском" Указе Президента нашей страны. Крайне необходимы сегодня дополнительные средства на компенсацию процентных ставок по кредитам для малого бизнеса.

Дмитрий Медведев поддержал вовлечение старшего поколения в бизнес

Альтернативой увеличения налоговой нагрузки на бизнес и население может стать изменение бюджетного правила, согласно которому цена отсечения составляет 40 долларов США за баррель. Но объективно она может быть выше, что обеспечит дополнительные поступления в бюджет и не нужно будет повышать налоговую нагрузку на предпринимателя. Сегодня нагрузка на фонд оплаты труда при действующей системе налогообложения для бизнеса очень велика и делает наши предприятия неконкурентоспособными. Бизнес, который работает по общей системе налогообложения с каждого рубля, который человек получает, платит 18 процентов НДС, 30 процентов социальных взносов, а также является налоговым агентом по НДФЛ в 13 процентов. Уже получается 61 процент, тем самым мы заталкиваем бизнес в серую зарплатную зону. А мы еще повышаем НДС до 20 процентов.

Нужно ли менять процедуру валютного контроля?

Александр Калинин: Систему валютного контроля требуется переосмыслить для развития экспорта, она давно является архаичной. Мы предоставили в правительство России предложение увеличить сумму экспортных контрактов, в отношении которых осуществляются меры валютного контроля. Сейчас необходимо ставить на учет в уполномоченных банках контракты, сумма обязательств по которым равна или превышает 3 миллиона рублей - для импортных контрактов и 6 миллионов - для экспортных контрактов (примерно 50 и 100 тысяч долларов соответственно).

Считаем, что нужно распространить меры валютного контроля лишь на экспортные контракты, сумма обязательств по которым превышает 60 миллионов рублей (миллион долларов), и импортные контракты, сумма обязательств по которым превышает 30 миллионов рублей (500 тысяч долларов). Это упростит работу компаний, которые только выходят на внешние рынки или хотят начать работать с новыми поставщиками.

ЦИФРА

1,6 миллиарда рублей выделено малому бизнесу на компенсацию процентных ставок по кредитам по программе «6,5» в 2018 году.

Бизнес Налоги