Ситуацию, которую КС попросили разрешить депутаты Законодательного собрания Ростовской области, возникла в 2014 году. Тогда КоАП было внесено положение о взаимодействии МВД с субъектами регионов. В частности, в кодексе появилось указание, что протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) только в том случае, если между МВД и органами исполнительной власти субъекта заключено соответствующее соглашение. Между тем в соответствии с ФЗ "О полиции" сказано, что полиция в своей деятельности руководствуется в том числе законами субъектов РФ.
По мнению ростовских парламентариев, такой подход нарушает критерий определенности, ясности и недвусмысленности правовой нормы, а кроме того, ведет к отступлению от общеправового принципа неотвратимости ответственности и тем самым противоречит Конституции РФ. Сложившийся подход также дает МВД возможность произвольно оценивать законодательство субъектов РФ: существует так называемое типовое соглашение о передаче части полномочий между полицией и органами исполнительной власти, в нем перечислены для примера конкретные виды административных правонарушений, в том числе попрошайничество или нанесение граффити. Однако за пределы этого рекомендованного списка полиция выходить отказывается, и соответствующее соглашение не заключает.
Решение КС по данному делу основано на ранее высказанных правовых позициях суда, поэтому вынесено без проведения публичных слушаний. Суд, в частности, указал, что "субъекты РФ вправе принимать собственные законы об административной ответственности за нарушения общественного порядка и общественной безопасности, если они не противоречат федеральному законодательному регулированию". Заключение соглашения о передачи части полномочий в этой связи призвано урегулировать конституционное разграничение полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ. Инициатива при этом должна исходить от местных чиновников.
- Должностные лица органов внутренних дел (полиции) обязаны оказывать содействие в привлечении виновных в совершении предусмотренных законами субъектов РФ административных правонарушений и при отсутствии соответствующих соглашений, - отдельно указал КС.
Что касается того факта, что соглашение заключается на возмездной основе - то есть попросту говоря, полиция получает некие суммы за исполнение требований региональных КоАПов, то здесь КС усмотрел финансовое равновесие. По данным суда, в большинстве регионов речь идет о суммах на материально-техническое обеспечение работы полиции - оргтехника, бумага, почтовые расходы. И учитывая, что штрафы за нарушение регионального КоАП полностью поступят в региональный бюджет, эти расходы не могут рассматриваться как непосильное бремя.