В середине июня первый "умный" симкомат начал обслуживать путешественников в аэропорту Внуково - устройство установил оператор Tele2.
В России уже есть терминалы с похожей функцией. Однако они выдают только дополнительные SIM-карты действующим абонентам конкретного оператора. Новый симкомат умеет больше. Он продает карты всем желающим, включая пользователей услуг сотовой связи, которые до этого не являлись клиентами мобильного оператора.
Основа комплекса - специализированный сканер паспортов PENTA Scanner Cube. Он позволяет за 3 секунды отсканировать страницу паспорта в трех диапазонах - видимом, инфракрасном и ультрафиолетовом. PENTA Scanner Cube используется более чем в 100 странах мира, в том числе для идентификации пассажиров в аэропортах.
Клиент прикладывает страницу паспорта с фотографией к сканеру, после чего изображение сравнивается с владельцем. Затем клиент прикладывает к устройству вторую страницу документа - модуль считывает персональные данные и заполняет договор. Пользователь проверяет электронную копию документа и в случае согласия принимает условия. После этого на мониторе появляется окошко для электронной подписи. Человек расписывается на экране, а система сверяет подпись с образцом в паспорте. На завершающем этапе симкомат отправляет клиенту подписанный договор через SMS и выдает SIM-карту.
Система исключает любую возможность использования недействительного паспорта или несовпадения личности владельца паспорта и человека, который желает подключиться.
По словам генерального директора "Tele2 Москва" Игоря Жижикина, подобное устройство позволяет реализовывать в два раза больше SIM-карт в сравнении с классической точкой продаж в аналогичных по трафику местах (салон в среднем продает около 30 контрактов в день), а расходы на покупку и содержание симкомата значительно меньше, чем на строительство и содержание салона. Экономия составляет больше одного миллиона рублей на одну точку продаж.
К тому же, когда речь идет о вокзалах, аэропортах и метрополитене - продажа SIM-карт через автомат более оправдана. Появление классической точки продаж в таких местах маловероятно из-за сложностей согласования, поясняет Жижикин.
Изначально "умный" симкомат подключал абонентов к одному тарифу. При желании его позже можно было поменять в "Личном кабинете" на сайте сотового оператора. Теперь функционал симкомата расширился. Он поддерживает китайский и английский языки, кроме того, абоненты могут сами выбирать тарифный план и красивый номер. В перспективе автомат также будет выдавать SIM-карты, заказанные онлайн, восстанавливать потерянные карты или предоставлять детализацию счета в электронном виде.
Эксперты считают, что операторы связи немного опаздывают с внедрением подобных устройств. По словам генерального директора агентства Telecom Daily Дениса Кускова, потенциал по подключению новых абонентов в России ограничен. С другой стороны, такие симкоматы, безусловно, удобный способ продажи SIM-карт и действительно позволяет операторам экономить на услугах дилеров, согласен Кусков. "Установка таких комплексов в местах с большим трафиком, например в аэропортах, оправдана. Но не думаю, что развивать этот канал продаж будут все операторы. Он может быть интересен операторам, которые не обладают развитой розничной сетью", - заключил Денис Кусков.
Оператор доплатит за путешествия
"МегаФон" вслед за Tele2 и МТС запустил собственный сервис для туристов - "МегаФон.Путешествия".
С его помощью абоненты могут искать билеты на самолеты в России и за границей, бронировать жилье в разных городах мира, подбирать комплексные туры для отдыха.
За каждый заказ, оформленный через этот туристический сервис, на счет абонента возвращается часть его стоимости. Эти деньги разрешено тратить на услуги связи или переводить близким людям на их абонентский счет.
Кроме того, ими можно расплачиваться в кафе и магазинах, если смартфон поддерживает бесконтактные платежи Apple Pay, Samsung Pay или Google Pay.