Строительство моста или тоннеля, который свяжет материковую Россию и Сахалин, может начаться уже в 2021 году. На "прямой линии" президент дал надежду, что мост с островного региона до Хабаровска - это важно. Какие перспективы откроет для региона строительство моста?
Олег Кожемяко: В первую очередь, мост позволит снизить стоимость доставки на остров, ведь сегодня до 30 процентов доходит "прибавка" к стоимости ввозимых материалов и всех комплектующих. Новый транспортный коридор даст и удешевление стоимости жизни, и снизит потребительскую корзину.
Но, прежде всего, этот инфраструктурный проект решит глобальную задачу пространственного развития. Соединение острова с материком обеспечит единство страны. Не стоит забывать, что Сахалин это остров пяти незамерзающих портов, которые дают возможность России прорубить еще одно окно в Азиатско-Тихоокеанский регион, а он дает практически половину всего мирового ВВП. Поэтому мост позволит обеспечить доступ к таким гаваням - незамерзающим, удобным, близко расположенным к странам АТР. Это и конечные порты для Америки через Тихий океан. Поэтому строительство моста стратегически важен для страны, решает глобальные задачи по выходу России еще одним флангом на Мировой океан, на страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
Наличие незамерзающей гавани и возможность захода туда судов с большого азиатского континента это одновременно установление прямых грузовых потоков от Сахалина вглубь России?
Олег Кожемяко: Конечно. Взять хотя бы ситуацию по приморским портам, или по Совгавани, одного из крупнейших портов на Тихом океане, которым в итоге все равно необходимо ледокольное сопровождение. Мост на Сахалин - это стратегический прорыв России на Восток, еще одно окно России на Восток, в Азиатско-Тихоокеанский регион, в Южную и Северную Америку через Тихий океан, что само по себе интересно.
Туристы из разных стран смогут приезжать сначала на Сахалин, а дальше по мосту поедут путешествовать по России?
Олег Кожемяко: Конечно, уже сегодня можно взять машину, паромом ее переправить на материк, потом переехать самому, но это не так комфортно, как если бы ты сел в свой автомобиль и спокойно поехал по стране. И также было бы удобно путешествовать из страны, если захотел по пути следования побывать на Сахалине. Для этого достаточно переехать мост на мотоцикле, на машине. Или взять билет в поезд. Не нужно делать пересадки, искать лучший маршрут поездки, например, в Хабаровске или еще где-то, либо лететь через Владивосток. С запуском моста сразу увеличится турпоток, что крайне важно для Сахалина.
Мост, безусловно, дорогой. Причем, не столько по территории островного региона, сколько из Хабаровского края, где нужно будет пройти 500 километров пути непосредственно в районе БАМа.
Отчет "Делового завтрака" читайте в ближайших выпусках "Российской газеты"
Фоторепортаж: "Деловой завтрак" с Олегом Кожемяко