05.07.2018 15:11
Экономика

В Петербурге придумали способ оплачивать ремонт дорог за счет жильцов

Чиновники без ведома жителей оформляют в домовую собственность лишние территории
Текст:  Вера Черенева
Российская газета - Санкт-Петербург: №143 (7606)
В спальных районах набирает популярность схема, когда в общедомовую территорию включают дополнительные проезды и площадки.
Читать на сайте RG.RU

В редакцию "Российской газеты" обратились жильцы дома №12-1 по улице Десантников. Они недавно узнали, что в общедомовую собственность им пять лет назад включили внутриквартальный проезд, идущий вдоль фасада их дома. Сейчас дорога требует ремонта. И положить новый асфальт жильцы должны за свой счет.

Петербуржцев пришлось эвакуировать из треснувшего дома

Мнения о том, какими должны быть границы участка, никто не спрашивал. Хотя, казалось бы, по Жилищному кодексу РФ решение о формировании земельного участка под многоквартирным домом должно приниматься собранием собственников. Оказалось, что инициировала выделение общедомовой территории в отдельный участок еще в 2012-м году администрация Красносельского района.

Уже несколько месяцев граждане ходят на приемы в администрацию района и пишут письма в комитет имущественных отношений города и прочие инстанции. Но все ответы гласят: если жильцам не нравится, они могут изменить границы земельного участка. Только для этого потребуется... стопро-центное согласие всех собственников помещений многоквартирного дома.

Жильцы и готовы были бы собрать эти голоса. Но как это сделать в здании, в котором 391 квартира и свыше 550 собственников? Причем многие из них живут в других регионах и даже странах. В таких условиях собрать, даже заочно, подписи от всех собственников просто невозможно. Ведь все без исключения жильцы ни разу не участвовали в общих собраниях.

Получается парадокс. Для того чтобы сформировать участок и определить его границы, не потребовалось ни одного голоса, кроме голоса районной администрации. А чтобы изменить эти границы, нужно согласие всех жильцов дома.

"Российская газета" поинтересовалась у чиновников: на каком основании они все решили за жильцов, безо всякого общего собрания? Как сообщил "РГ" замглавы администрации Красносельского района Игорь Мордавкин, администрация в данном случае выступала как представитель собственников, поскольку в ведении города находится несколько квартир в доме.

При этом границы земельного участка определялись комитетом по земельным ресурсам и землеустройству (ныне комитет имущественных отношений). Проводилось полевое обследование, результаты были согласованы комитетом по градостроительству и архитектуре. Спорный проезд в официальном ответе г-на Мордавкина назван асфальтированной территорией, используемой для парковки автотранспорта жителей многоквартирного дома.

- Никакая это не парковка, - говорит председатель совета дома по улице Десантников, 12-1 Маргарита Тарасова. - Конечно, машины здесь оставляют, причем в основном с соседних домов, но в целом это проезд, им весь район пользуется.

Должны ли петербуржцы платить за метро в Ленобласти

В свое время жильцы, недовольные тем, что мимо их парадных постоянно ездят чужие машины, обращались в муниципальное образование (потому что были уверены, что проезд - собственность города, и муниципалы могут им помочь) с просьбой поставить шлагбаум. Но тут выяснилось, что с позиции Госпожнадзора спорный участок все-таки является дорогой и всегда должен оставаться свободным для проезда экстренных служб. Ставить шлагбаумы здесь нельзя. Но тогда: какая это парковка? К тому же проезд имеет два выезда на улицу Десантников. Один из них - наиболее удобный, им пользуются многие водители из расположенных в квартале домов.

Член совета дома 12 по улице Десантников Юрий Звягин называет ситуацию с проездом кадастровой ошибкой. Ведь, по его словам, пункт 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ гласит: земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

В данном случае приватизирован как раз проезд. При этом, например, в симметрично расположенном на другом конце квартала доме 8 по улице Котина точно такой же проезд, с такими же местами для парковки оставлен в собственности города, так же, как и в доме по Десантников, 14. Поэтому, считает петербуржец, в этой истории правильно было бы отменить результаты межевания от 2013 года и перемерять всю территорию заново. Причем в таком случае никакого общего собрания не нужно. Определяли границы административным решением, стало быть, и исправить ошибку можно им же. Тем более, в ответе, полученном жильцами из комитета имущественных отношений, начальник управления землеустройства и кадастровых работ КИО Константин Курчанов сообщает, что комитет готов провести новую кадастровую съемку за счет бюджета города.

Но чиновники с жильцами не согласны. Как следует из официального ответа, полученного от администрации Красносельского района, единственное решение в данной ситуации - добиваться стопроцентного согласия жильцов. Корреспондент "РГ" спросила, как же быть жильцам, и комитет имущественных отношений, но так и не получила ответа. На помощь пришло юридическое сообщество.

- В сложившейся ситуации общее собрание об уменьшении земельного участка необходимо оставить на крайний случай, - говорит адвокат Андрей Комиссаров.

Эксперт предлагает жильцам обратиться в суд, чтобы оспорить результаты того факта, что районные чиновники без согласия инициировали процедуру межевания.Адвокат Дмитрий Зацаринский говорит, что можно попробовать обойтись и без суда:

Петербуржцы попросили назначить вице-губернатора по деревьям

- Все имеющиеся технические неточности могут быть исправлены по решению органа кадастрового учета или по решению суда. При наличии именно технической ошибки в документах в суд обращаться не обязательно, все эти неточности может устранить Росреестр, который проведет проверку и устранит эту неточность самостоятельно.

Примечательно, что в соседней Ленобласти такие вопросы решает администрация, которая подает в суд на Росреестр, чтобы устранить неточность в кадастре.В случае же с петербургской многоэтажкой этот алгоритм невозможен, поскольку администрация не согласна с жителями в том, что произошла ошибка.И таких ситуаций в городе много. Эксперты говорят, что проблема может обостриться в ближайшие годы. Ведь многие жильцы еще не знают, что стали собственниками поневоле и однажды им придется за это платить.

Комментарий

Кирилл Захарян, член Общественного совета при вице-губернаторе по вопросам ЖКХ:

- В городе крайне мало юристов, которые специализируются на теме кадастра. В Петербурге по нескольким адресам жители пытались оспаривать межевание, но в итоге оставили эту затею. Если же требовать у чиновников ремонта спорного проезда, то он, безусловно, будет проведен. Его инициируют те же районные власти, но заплатит за него управляющая компания из средств, собранных с жильцов. Такие ситуации в Петербурге пока не имеют решения.

Жилая недвижимость Инфраструктура Санкт-Петербург Северо-Запад